Дистанционное обучение появилось не вдруг. Если кто не помнит, то получение образования с использованием интернет-технологий является одним из признаков постиндустриального общества. Хотим мы этого или нет, но это неоспоримый факт. Отмахнуться от него нельзя. Как только появились программы, позволяющие общаться в виртуальном пространстве с людьми, находящимися в разных уголках мира, так тут же стало набирать популярность дистанционное обучение.
Начало пути
Педагогические работники не очень активно вводили дистант в свою практику. Сфера образования достаточно консервативна, и новшества в ней приживаются далеко не сразу. Но все же Министерство образования и науки РФ издает приказ от 6.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Таким образом, образовательный процесс с использованием интерактивных компьютерных технологий был признан на самом высоком уровне.
В нулевые на дистанционное образование иногда переводили учеников, которые по тем или иным причинам не могли долгое время посещать школу. Учителя не очень охотно соглашались сидеть за компьютером и вести виртуальные занятия. Для многих педагогов было сподручнее прийти на дом к ребенку и провести урок в домашней обстановке. Родители против таких посещений тоже не возражали. «Дистанционка» и сейчас у многих из них вызывает отторжение. Что уж говорить про время двадцатипятилетней давности!
Время первых
Продвинутые преподаватели не игнорировали широкие возможности мессенджеров. И если на уроках использование этих новейших технологий было скорее исключением, чем обыденностью, то во внеурочной деятельности их применяли значительно чаще. Особенно когда готовились к конкурсам. В рабочее время достаточно трудно изыскать возможность собрать детей на консультацию. И учитель, и ученики заняты своими непосредственными делами. Одни учат, другие учатся. Под конец учебного дня все устают, и тут уже не до подготовки к викторинам. Зато вечером, предварительно отдохнув, можно посвятить часок-другой групповым занятиям. Только вот как организовать детей и, самое главное, где? Все эти вопросы отпали сами собой, когда появились ресурсы общения через сеть Интернет. Возможности компьютерных программ для обмена сообщениями в режиме реального времени позволяли создавать группы и вести учебные занятия с помощью видеосвязи со всеми участниками образовательного процесса. Демонстрация экрана решала все проблемы с наглядностью. Но все же такая форма образования была редкостью. Даже в вузах это было в диковинку. В 2005 году только около 50 высших учебных заведений из 1071 использовали в своей практике дистанционное обучение.
Прорыв
Все изменилось после 2009 года с введением обязательного ЕГЭ. Отдельные репетиторы и целые онлайн-школы наперебой предлагали свои услуги по подготовке к экзамену. Даже в самом отдаленном регионе нашей страны ученики могли воспользоваться услугами не только своих, местных, педагогов, но и записаться на дистанционные занятия к лучшим столичным учителям.
Появились сервисы поиска специалистов, предлагающих качественные услуги не только по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Преподаватели дистанционно подтягивали учеников по темам, которые были не поняты при объяснении в школе. Помогали онлайн делать домашние задания. Проводили дистанционные развивающие и развлекательные занятия. Поэтому введение дистанционного образования не было шоком для большинства учителей. А вот для многих школ дистант был как гром среди ясного неба. Органы управления образованием, сами образовательные организации преимущественно не были готовы к дистанционному образованию.
Не все так гладко
В конце марта 2020 года российские школы ушли на каникулы. И в апреле всем стало понятно, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией очное образование невозможно. Образовательные учреждения вынуждены были перестраивать свою работу в соответствии с новыми реалиями. На смену обычным урокам должны были прийти виртуальные занятия. Должны, но не обязаны! В российских регионах появились требования при обучении пользоваться специально разработанными для этого образовательными платформами. И учителя, привыкшие работать с другими инструментами, вынуждены были в короткий срок осваивать не совсем совершенные, зато такие важные для чиновников компьютерные программы.
Дистанционное обучение превратилось в профанацию. Очень часто оно подменялось рассылкой домашнего задания ученикам. Школьники вынуждены были самостоятельно штудировать новый материал. Выполнение домашнего задания иногда превращалось в ад не только для школьников, но и для их родителей.
Преподаватели также были не в восторге от тотального дистанта. Не все умели пользоваться современными компьютерными технологиями. Пришлось в процессе постигать все хитрости и тайны виртуальной реальности. Те, кто владел ими в совершенстве, были недовольны ограничениями в выборе образовательных платформ. Достаточно трудно было понять, почему надо отказываться от более совершенных компьютерных программ в пользу еще не обкатанных и «сырых».
Не везде хорошо работал Интернет. Это в отчетах чиновников Интернет дошел до самых до окраин. На самом деле даже в центральных областях России возникают большие проблемы с охватом многих населенных пунктов Всемирной паутиной.
Положительный опыт
Но нет худа без добра. В данной критической ситуации образовательные учреждения получили определенный положительный опыт работы в дистанционном режиме. Со скрипом, но все же была налажена работа учителей. Каждый педагог прошел специальное обучение, которое позволило ему работать с той или иной образовательной платформой. Была выстроена система взаимодействия, объединяющая в виртуальном пространстве администрацию образовательного учреждения, учителей и учеников. Решили проблему и с нехваткой в некоторых семьях девайсов для дистанционного обучения. Школа передала во временное пользование ноутбуки нуждающимся в них ученикам.
Есть над чем работать
Наряду с позитивными моментами дистанционного образования проявились и негативные стороны. Во-первых, это неспособность многих образовательных учреждений организовать онлайн-уроки. Дети и преподаватели взаимодействовали только через письменные сообщения. Огромный объем домашних заданий обрушился на учеников. Таким образом их наставники пытались компенсировать отсутствие очного обучения. В ответ педагоги получили целый шквал ответов на задания, выполненных в разных электронных форматах. Разбираться с ними приходилось по нескольку часов.
Проблемы возникали и у родителей. Особенно у мам и пап младших школьников.
И самая главная негативная сторона дистанта – это снижение качества образования. Результаты ЕГЭ в принципе мало чем отличались от результатов прошлых лет. Тут провал был практически незаметен. Выпускники использовали это время для активизации подготовки к экзаменам. А вот все остальные школьники заметно сдали позиции. ВПР, проведенные осенью 2020 года, показали это достаточно наглядно.
Сегодня дистанционное образование прочно вошло в нашу жизнь. Оно используется всеми субъектами образования, и похоже, что останется с нами на веки вечные. Конечно, очное образование никуда не пропадет. Но нам нужно смириться, что оно будет только одной из форм получения знаний.
Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область
Комментарии