В школах Москвы – более тысячи музеев, причем самых разных. Но если раньше все они были исключительно военно-патриотическими, то нынче наметился процесс существенного расширения тематики. Появляются музеи районов, улиц, школ. Они собирают столько самых разных экспонатов, документов, фотографий и иллюстраций, что уже не хватает классов, холлов, других помещений, чтобы разместить все это богатство, обеспечить должное хранение и сохранность всех экспонатов. А ведь так хочется, чтобы посетители музеев могли постоянно получать все новую и новую информацию по интересующей их теме! Как же можно сделать все это?
Энтузиасты музейной педагогики предложили свой вариант: необходимо создавать виртуальные музеи*. Конечно, в традиционном виде это учреждение останется, ведь всегда хочется воочию увидеть каску времен Великой Отечественной войны или старинную посуду, которую раньше делали из дерева и расписывали яркими красками, покрывали лаком. Но чтобы, например, узнать побольше о подвиге солдат или о старинных русских промыслах, придется воспользоваться теми возможностями, которые даст информационный архив школьного музея. Видимо, и у библиотеки, где сегодня уже установлены компьютеры, тоже появятся новые функции, она станет работать в одной связке с музеем и тоже займется музейной педагогикой.
Уже сегодня во многих московских школах, особенно в тех, где музейные экспозиции посвящены истории города, округа, района и самого образовательного учреждения, уже появляются виртуальные экспозиции. Например, редкие фотографии тут не забирают у их владельцев на хранение, а сканируют и оставляют электронную копию в памяти компьютеров. Пополняются виртуальные фонды и информацией из федеральных, городских и прочих музейных фондов. Это очень хорошо, потому что теперь, не выходя из школы, каждый ученик может побывать практически в любом музее страны (а в последнее время – и мира). Все это выстраивает новое отношение ребят к истории, к культуре, к изобразительному искусству, а в недалеком будущем – к театру и кино.
Уже сегодня в школьных виртуальных музеях создаются фонды лучших произведений мировой классики. Ярким примером сочетания обычного и виртуального музеев стало подразделение Московского пансиона государственных воспитанниц, которое называется «Дочери России». Тут есть красочная экспозиция, посвященная женщинам, внесшим неоценимый вклад в историю России: от княгини Ольги до космонавток Валентины Терешковой и Светланы Савицкой.
Множество фотографий, еще больше имен. Понятно, что рассказать обо всем этом на обычных стендах просто немыслимо. Поэтому в зале установлен компьютер с большой плазменной панелью. Вас заинтересовало чье-то имя? Наберите его на клавиатуре, и вам моментально выдадут полную информацию о той или иной героине, познакомят с ее биографией, подвигом или вкладом в историю страны. Вас заинтересовал тот исторический отрезок, в котором проживала героиня? Введите в компьютер ключевое слово, и вам тут же подробно расскажут о нем, покажут картины, рисунки. Хотите воочию увидеть фрагменты, связанные с жизнью героини? Нет проблем, на плазменную панель выведут отрывки из фильмов, театральных постановок, например, фрагменты из фильма «Гусарская баллада», где прототипом главной героини Шурочки Азаровой стала Надежда Дурова, девица-гусар, о которой, кстати, есть небольшой рассказ на одном из стендов музея.
Торжественное открытие этого необычного музея состоится в начале нового учебного года, но юные девочки-кадетки, или, как их называют, государственные воспитанницы, уже с удовольствием посещают его, часто надолго задерживаясь у компьютера. У такой «продвинутой» музейной педагогики большое будущее.
Комментарии