Как сделать людей более добрыми? Странный вопрос… Однако если задуматься, то все мы тесно повязаны друг с другом, и зачастую наша судьба, а то и жизнь зависит от отношения к нам окружающих. Тем не менее далеко не всегда мы внимательно относимся к нуждам других людей. «Прокачать» доброе отношение к своим ближним поможет пакет виртуальных программ, разработанных в стенах Московского государственного психолого-педагогического университета.
Сколько раз вы проходили на улице мимо упавшего незнакомца, считая его пьяным? Многие ли из нас готовы вмешаться или хотя бы позвонить в полицию, если на их глазах хулиганы пристают к девушке, безвозмездно поделиться денежными средствами с попавшими в затруднительную ситуацию знакомыми?
Поговорки «Моя хата с краю», «Своя рубашка ближе к телу» или «Чужую беду руками разведу» возникли не на пустом месте. Порой мы готовы многое сделать для членов своей семьи или родственников, но не готовы тратить свои ресурсы на посторонних людей. Или готовы помогать близким друзьям, но не прохожим на улице, ведь мы их не знаем… В свое оправдание мы обычно говорим, что у нас не было времени на оказание помощи, что у нас много своих проблем, у нас семья, дети, о которых мы должны думать и заботиться, и т. д. Либо мы попросту не обращаем внимания на проблемы окружающих.
Поздним вечером 13 марта 1964 года американка Кэтрин Сьюзан Дженовезе возвращалась с работы. Возле самого дома на нее напал некий Уинстон Мосли, нанес несколько ударов ножом, изнасиловал и, наконец, убил… Шум разбудил соседей Кэтрин Дженовезе, но никто из них так и не откликнулся на призывы о помощи. Только когда убийца покинул место преступления, один из жильцов дома посоветовался по телефону со своим другом и вызвал полицейских…
С тех пор имя Кэтрин Дженовезе стало нарицательным. На ее примере в социальной психологии рассматривается феномен, когда люди остаются безразличными, видя или догадываясь, что кому-то из их окружения грозит опасность.
В 70‑х годах прошлого столетия социальный психолог Бибб Патане и его коллега Джудит Родин провели эксперимент с добровольцами. Они усаживали испытуемых в одной комнате и просили их заполнить анкеты, а в это время женщина-экспериментатор уходила в другую комнату и, судя по звукам, становилась там на стул и что-то искала в шкафу… Внезапно оттуда доносились шум падения и женский крик: «Боже мой! Нога! Я не могу пошевелиться! Помогите мне!»
Разумеется, с женщиной ничего не происходило, это была включенная магнитофонная запись. Если в комнате находился только один доброволец (все добровольцы были мужчины), то в 70% случаев он мчался на помощь или звал кого-то другого. Если же мужчин было двое, то они реагировали на крик почти в два раза реже. Когда их впоследствии просили объяснить свое поведение, одни заявляли, что думали, что ничего страшного не случилось, а другие отвечали, что не хотели ставить женщину в соседней комнате в неловкое положение…
Еще одним фактором, влияющим на альтруистическое поведение, является наличие или нехватка времени. Американский социопсихолог Дэниел Бэтсон и его коллеги предложили одной группе студентов семинарии рассказать о своей жизни и учебе, а другим – записать на пленку ряд коротких проповедей, касавшихся знаменитой притчи Иисуса о добром самаритянине. Как известно, речь в ней идет о том, как некоего человека избили и ограбили на дороге. Два проходивших мимо путника – левит и священник – прошли мимо, не оказав несчастному никакой помощи, и только третий – самаритянин – остановился, перевязал раны бедолаги и отвез его в ближайшую гостиницу, где также заплатил за него…
После того как студенты справились со своими заданиями, им сказали, что они должны пойти в соседнюю студию звукозаписи. При этом одним говорили, что они должны торопиться, иначе опоздают, а другим – что времени у них достаточно. У входа в студию на улице они видели мужчину, которому явно было плохо: он лежал на земле, кашлял и стонал… Те, кто спешил, пытались оказать ему помощь лишь в 10% случаев, те же, кто считал, что у них есть время, – в 60% случаев. Такие же результаты дало исследование, проведенное в 1978 году среди студентов Канзасского университета.
Еще один эксперимент доказал, что на готовность людей помочь влияет также их восприятие событий. Исследователи инсценировали на автостоянке драку между мужчиной и женщиной. В одних случаях женщина кричала: «Оставьте меня в покое! Я вас знать не знаю!», в других: «Отстань от меня! И зачем я только за тебя вышла!» В первом случае на помощь приходили 65% очевидцев, во втором – в три раза меньше. Люди полагали, что им не стоит лезть в чужую семейную жизнь…
Между тем никто из нас не защищен от попадания в сложную ситуацию, когда наша участь будет зависеть от действий совершенно чужих нам людей. И мы должны быть тоже готовы прийти на помощь другому человеку, если ему плохо. Программы, разработанные специалистами МГППУ, как раз и предназначены для «усиления» доброты, для того чтобы люди не игнорировали проблемы окружающих, а отвечали на них.
Для начала участникам предлагают ответить на вопросы такого рода: «Если у вас появились деньги, способны ли вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?», «Будете ли вы при игре в шашки поддаваться партнеру, если он заведомо играет хуже вас?», «Говорите ли вы людям приятные слова, просто чтобы поднять им настроение?».
После анкетирования добровольцы должны были пройти два виртуальных квеста. В ходе одного из них испытуемым предстоит спасти человека, которого ударило током.
Суть второго испытания состояла в оказании психологической помощи партнеру. Для этого участников разбивали на пары. Один из членов пары попадал в виртуальной реальности в экстремальную ситуацию, скажем, вынужден был балансировать на тонкой планке на большой высоте. Второй же (по правилам) не знал, в какой ситуации оказался его товарищ, но должен был поддерживать его словами, интонацией или просто крепко держа за руку. Серия испытаний завершалась совместным чаепитием.
Хочется надеяться, что, пусть искусственно, с помощью программ виртуальной реальности, но люди смогут стать немного добрее…
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Комментарии