Зачем она нужна реальным школам и вузам?
Наука, как известно, – двигатель прогресса. Но куда мы, собственно говоря, движемся? И кто весь этот процесс направляет, какими принципами руководствуется?
Своим собеседникам я столь глобальных вопросов не задавала, просто поинтересовалась, может, им что известно о последних открытиях главного мозгового центра отечественной педагогики – Российской академии образования.
Учителя (выбирала людей творческих, из тех, для кого школа – и работа, и хобби, и семья) лишь с улыбкой отмахивались: “О чем вы говорите! Академики – они далеко и высоко. У них своя работа, у нас – своя… Хотя, наверное, не в одиночку же Министерство образования разрабатывает многочисленные школьные реформы, РАО тоже что-нибудь делает”. Решила спросить у директоров, что “что-нибудь” делает академия в вашей школе?
– Ничего. Возможно, она сотрудничает с какой-нибудь другой школой, но не с нашей.
Загадочную другую школу найти так и не удалось.
– За время моей работы, – рассказывает директор с двадцатилетним стажем, – я не припомню ни одного проекта, ни одного социологического опроса или какого-либо исследования, в котором РАО конкретно нам предложила бы поучаствовать. Сегодня школа получает больше пользы от Российской академии педагогических и социальных наук, которая объединила, причем на общественных началах, практиков, они-то и решают насущные вопросы собственными силами. По большому счету я не знаю такой академии наук, как РАО.
Например, мы приняли Национальную доктрину образования, там много положений, требующих теоретической разработки. Это прямая обязанность РАО. Где результат? Мы решили переходить на двенадцатилетку – докажите необходимость этого перехода. Я, как человек, работающий в школе, не вижу такой необходимости. Считаю, что дети должны учиться 10 лет, а следующие два-три года заниматься профориентацией. Та двенадцатилетка, которую предлагает министерство, имеет одну цель – занять детей до 18 лет, превратить школу в инкубатор. Именно РАО могла бы на теоретическом уровне обосновать и доказать необходимость предлагаемого перехода.
Из обделенных вниманием РАО школ я направилась в вузы, конкретно – к проректору по научной работе Воронежского государственного педагогического университета Александру Сергеевичу Потапову.
– Прямого сотрудничества с РАО у нас нет. До вузов эта академия вообще не доходит. Несколько лет назад мы принимали совместную программу интеграции, предполагавшую консолидацию академической и вузовской науки, организацию совместной научно-исследовательской работы. Периодически мы ездим на конференции, проводимые под эгидой РАО, – наш университет причислен к Южному отделению с центром в Ростове. А что-то еще?.. Иногда наши ученые защищают в РАО диссертации.
Ведущие преподаватели Воронежского госуниверситета – “остепененные”, с многолетним опытом работы не только в вузе, но и в школе, высказывались резче:
– За последнее десятилетие от РАО не поступило ни одного творческого предложения! Ничего, кроме чиновничьих циркуляров, они создать не в состоянии. Потому что академия превратилась в отстойник для учительской номенклатуры. Хотя бы работали в регионах – обобщали интересный опыт, анализировали, готовили рекомендации.
Интересная получилась ситуация: все знают, что академия есть, но мало кто ощущает ее присутствие в педагогической среде. Последнее доказательство этому я получила в Воронежском областном институте повышения квалификации работников образования, где на мои вопросы ответил ректор института, профессор Юрий Андреевич Савинков.
– Влияние РАО на профессиональную жизнь педагогического сообщества в регионе минимально. Я говорю о непосредственном влиянии РАО. Наверное, некоторые результаты научно-педагогической деятельности многочисленных НИИ РАО, подкрепленные Министерством образования в виде приказов и инструктивных писем, доходят до нас. Но мы видим в этих документах лишь сегодняшнее управленческое лицо высшего государственного органа управления образованием в России, вполне, кстати, удовлетворяющее сотрудников ВОИПКРО. Что же касается РАО, то результаты работы академических НИИ оцениваются в регионах через издаваемые учеными монографии, научные публикации в академических журналах, статьи в профессиональных педагогических изданиях. А также через участие педагогов с мест в научных, научно-методических, научно-практических конференциях, проводимых РАО. Всего этого в нашей, например, области либо нет совсем, либо недопустимо мало. Почему? С одной стороны, практически полное отсутствие у нас в регионе возможности добраться до результатов научно-педагогического труда НИИ РАО. Например, уже много лет региональный бюджет не финансирует обновление библиотечных фондов нашего института. Библиотека ВОИПКРО скудно пополняется только за счет внебюджетных средств, зарабатываемых нами. Поэтому судить о продуктивности и эффективности работы РАО у нас практически нет возможности. С другой стороны, по-моему, РАО не очень стремится рекламировать свою деятельность и активно доводить результаты научных разработок до педагогов (то есть делать то, ради чего, собственно, РАО и существует).
Управленческая психология руководителей академических институтов, похоже, законсервировалась на уровне благодатного для образования времени, когда образовательные учреждения испытывали проблемы с освоением бюджетных средств и могли позволить себе любые затраты на приобретение всей необходимой научно-педагогической литературы. Теперь экономическая ситуация в образовании принципиально изменилась. Сегодня у нас есть огромное желание получить доступ к результатам работы РАО, но нет финансовых возможностей. Очень хотелось бы, чтобы наше желание совпало с возможностями РАО, и институты повышения квалификации (их в России меньше ста) могли бы получать бесплатно по одному экземпляру научных и прикладных изданий РАО. Возможно, это необходимо учесть при формировании бюджета академии. Думаю, что на финансирование такой благотворительной акции для региональных систем образования потребуется незначительная часть средств, выделяемых для обеспечения работы РАО.
Очень хочется надеяться, что предложение ректора Воронежского ИПКРО не останется без ответа, а бесплатная рассылка по регионам сигнальных экземпляров академических трудов станет первым шагом реального сотрудничества РАО с многочисленными российскими педагогами. Кстати, почтовые расходы могли бы оплачиваться на местах. Главное – чтобы было, что рассылать.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии