Просвещенный XIX век дал нам два вопроса, коротко и четко сформулированных А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским: «Кто виноват?» и «Что делать?» С тех пор мы и ищем на них ответы. Кто виноват в том, что происходит сейчас с российским образованием? Стоит ли тратить время и силы на поиски виноватого? Думаю, нет. Нужно действовать, жить сейчас. Нужно работать с мечтой об идеальном мире, в котором человек свободен, знает свои права и не позволяет их нарушать, образован, с уважением относится к традициям своей страны. Работать так, чтобы ученики поверили в мою мечту и сделали выбор в пользу этих вечных ценностей.
Я ученик Пушкинской школы. Теперь я здесь работаю. Но это уже другая школа. И дело не в реформе, не в том, что дети изучают новые предметы, а по утрам нас встречает не дежурный учитель, а охранник. Сегодня здесь живут по-другому, хотя, конечно, и старые традиции остались. Игры, фильмы, дискотеки, концерты на переменах. Перемены – яркие события учебного дня. С этого все начиналось.
Первое апреля. Переворот. Первый президент школы. Это 1998 год. Школьная дума – новый орган ученического самоуправления. Сейчас у власти 9-й президент. Самоуправление заработало – и пала диктатура. Самая примитивная форма педагогического тоталитаризма – «Я сказал – ребенок сделал» – уже не работает. Школьная дума решает, как будет жить школа в ближайшее время, и я вижу, что помог ребятам научиться высказывать собственное мнение. Даже пятиклассники пытаются отстаивать свои позиции, споря со старшими. Мы учимся вместе принимать коллективное решение, брать ответственность на себя, слышать другого, и я понимаю, что работаю не напрасно.
Школьные рамки стали тесны, и возникла детская организация «Круг». Через 6 лет как ее руководитель я победил во Всероссийском конкурсе «Лидер XXI века». Теперь о нашем девизе «Интересно жить за нас никто не будет» знают не только в Тверской области.
Интересно увлечь ребят игрой и наблюдать, как они азартно спорят, что-то придумывают. Интересно отправиться с детьми в путешествие то пешком под дождем к истоку Днепра, то на байдарках по Западной Двине, то на яликах по Селигеру к Ниловой пустыни. Так начинается воспитание патриотизма, зарождается желание преобразовать мир, который сегодня, увы, не добр.
Патриотизм для нас не созерцание красоты природы, а работа, чтобы жила память о прошлом. Для этого нужно делать что-то своими руками: и вот уже построен мини-парк-памятник учителю Алексею Ивановичу Тимофееву, казненному в нашем городе в период оккупации у стен своей школы; возрожден в пост №1 – Вахта памяти у Вечного огня.
В своих походах, сидя у костра, мы с ребятами наблюдаем звездное небо, и в разговоре всегда находится место замечательным мифам, перенесенным на небосклон: Кассиопея, Персей, Цефей, Кит. Для того чтобы изучать физику или астрономию, необязательно нужны парты и доска. К телескопу, установленному ночью в школьном дворе, приходят ученики и их родители, и даже припозднившиеся прохожие.
Интересно видеть мир глазами физика. Понимаю, что часто необычное и непонятное в нашей жизни может быть объяснено наукой, и учу видеть красоту в обыкновенном явлении, творить чудо своими руками. «Вингардиум Левиоса!» -взмах волшебной палочки – и перо парит над партой – именно сценой из «Гарри Поттера» начинаю в 7-м классе знакомство с физикой. И волшебной становится обыкновенная эбонитовая палочка. И оказывается, при помощи обыкновенной пол-литровой баночки можно измерить объем собственного тела, а, изучая строение вещества, вырастить кристалл, соревнуясь с одноклассниками в его красоте и размерах. Прикоснувшись к сложной науке руками, ученик понимает, что может творить, как повелитель и чародей.
Александр БОБУРОВ, учитель физики ржевской СШ №1 им. А.С.Пушкина, учитель года Тверской области-2005
Комментарии