Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело. Тем не менее методик формирования соответствующих навыков нет ни в одних методических рекомендациях ни к одной программе.
Двадцатилетний практический опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста и анализ литературы по физиологии и психологии позволили создать, обосновать и апробировать методику формирования у детей навыка культуры принятия пищи с помощью столовых приборов – ножа и вилки.
Известно, что, предлагая ребенку первый раз столовые приборы, необходимо давать их правильно и постоянно обращать внимание на положение руки ребенка. Если родители не будут этого делать, то может сформироваться неправильный навык.
К сожалению, все больше детей приходят в детский сад с уже сформированными в семье неправильными навыками. А это уже требует длительного периода переучивания, не всегда успешного.
Для того чтобы исключить негативные последствия переучивания, можно использовать разработанный мною метод формирования навыка культуры еды с помощью столовых приборов (вилки, ножа).
Физиологической основой метода является формирование динамического стереотипа.
Суть метода в следующем поэтапном формировании:
1-й этап.
Ребенку правильно дают вилку во время приема пищи, но в левую руку, после чего с помощью различных приемов (показ, помощь взрослого, поощрение) и ежедневного упражнения во время принятия пищи добиваются выработки навыка свободного владения вилкой левой рукой. Время формирования автоматизированного действия зависит от индивидуальных особенностей ребенка, ежедневных упражнений, настойчивости и последовательности взрослого (от 2 недель до одного месяца). Причем чем меньше ребенок, тем легче и быстрее формируется навык.
2-й этап.
Ребенку предлагается принимать пищу вилкой то в левой руке, то в правой. Что характерно: теперь ребенок переносит навык с левой руки на правую и отрицательного навыка практически не наблюдается. Ребенок овладевает автоматизированными действиями с вилкой в обеих руках. Задача взрослого – постоянно поддерживать сформированный навык, совершенствовать его по достижении ребенком возраста трех лет.
3-й этап.
Ребенку даются столовые приборы: вилка в левой руке, нож в правой.
На этом этапе ребенку предстоит научиться согласованным движениям обеих рук со столовыми приборами.
Приемы:
– показ и рассказ взрослого о ноже (необходимо сразу познакомить с правилами безопасности);
– показ взрослыми приема пищи с помощью столовых приборов в игровой форме (например, “Как Степашка учил Хрюшу красиво кушать”).
Достаточно использовать столовые приборы 1 раз в день во время обеда, и навык формируется в течение примерно одного-двух месяцев.
4-й этап.
Совершенствование навыка культуры еды с помощью столовых приборов.
Практическое значение метода.
Для детей:
– овладение культурой еды;
– развитие мелкой моторики рук;
– обеспечение безопасности жизнедеятельности в быту;
– осознание ребенком себя взрослым и умелым, следовательно, прием пищи с удовольствием и аппетитом;
– формирование волевых усилий.
Для родителей:
– сформировать в семье у ребенка навык культуры еды.
Метод не требует специально организованной деятельности. Обучение происходит во время принятия пищи и совместной деятельности со взрослым.
Столовые приборы (нож, вилка) должны быть подходящих для детей размеров, легкими.
Необходимость постоянного подкрепления навыка, иначе сформированный навык угасает.
Методика опробована в течение пяти лет в ГУ “Детский сад N 18” г.Кургана с детьми, воспитателями и обслуживающим персоналом разных возрастных групп от 3 до 7 лет.
Вера СВИРИДОВА,
воспитатель муниципального учреждения “Санаторный детский сад N 2”
Курган
Комментарии