Цель: способствовать закреплению у учащихся навыков безопасной работы с острыми, колющими и режущими предметами.
Задачи: 1. Образовательная: расширять и закреплять знания правил осторожного обращения с острыми, колющими и режущими предметами.2. Коррекционная: работать над усвоением учащимися знаний при помощи произвольного сознательного запоминания.3. Развивающая: развитие экспрессивной стороны речи в процессе драматизации.4. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Форма проведения: беседа.Оборудование: плакат с названием темы внеклассного занятия; рисунки совы и мальчика; картинки: ножницы, иглы, булавки, спицы, крючки, нож, вилка, гвоздь, ножовка, топор; памятка с правилами осторожного обращения с острыми, колющими и режущими предметами; книжные закладки с правилами; листочки с напечатанным текстом сказки «Умный наперсток» Татьяны Шорыгиной; электронный носитель с презентацией занятия; экран, процессор, проектор.Подготовительная работа к занятию: подготовка с учащимися драматизации сказки «Умный наперсток» Татьяны Шорыгиной.Ход занятияI. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятияУчитель: У каждого из вас есть дом, где вы очень любите находиться. Вам нравится в нем все: комнаты, мебель, вещи. Я уверена, что каждый из вас позволяет себе в нем даже пошалить. Порой из-за этого случаются неприятности. Поэтому сегодня мы проведем очередное занятие по технике безопасности. Да, кстати, вам привет от наших друзей – лесной жительницы тетушки Совы и от мальчика Непослухи (показывает на доске фотографии совы и мальчика). Прежде чем сообщить тему занятия, предлагаю вам прочитать пословицу, которую нам выслал в sms-сообщении наш друг Непослуха. Но сразу мы этого сделать не сможем, потому что Непослуха, пока писал, перепутал местами все слова. Получилась не пословица, а набор слов. Поэтому предлагаю вам самим составить и прочитать пословицу из слов: дом, крепость, моя, мой. (Учащиеся составляют и зачитывают пословицу: «Мой дом – моя крепость».) Учитель: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы учащихся.)Каждый человек, в том числе каждый из нас, чувствует себя всегда спокойно, уютно и комфортно только у себя дома. И кажется, где и что бы с вами ни случилось, дома всегда хорошо. Народная пословица гласит: «Дома и стены лечат». Как вы думаете, могут ли вас дома подстерегать опасности? Если да, то какие? (Ответы учащихся.)Все окружающие нас приборы и предметы, которыми мы пользуемся и которые могут нанести нашему здоровью ущерб, можно разделить на группы: острые, колющие и режущие предметы; лекарства и бытовая химия; электроприборы; газ; окно и балкон. Тема сегодняшнего занятия «Острые, колющие и режущие предметы». (Открывает тему занятия, ранее приклеенную на доске из букв.) Цель нашего занятия – выяснить, какие мы знаем острые, колющие и режущие предметы, которые в нашем доме могут приносить не только пользу, но и ущерб для здоровья, вспомним и закрепим знания о правилах осторожного обращения с этими предметами.II. Основная часть занятияУчитель: Назовите острые, колющие и режущие предметы, которыми вы пользуетесь ежедневно в своей жизни как дома, так и в школе. (Ответы детей.)На какие группы можно разделить перечисленные вами острые, колющие и режущие предметы? (Ответы детей: столовые приборы, портновские принадлежности, столярные инструменты.)1. Загадки и беседа о портновских принадлежностях: ножницы, иголки, булавки, спицы, крючки.Учитель: Начнем с самого элементарного (простого). А о чем мы будем говорить, вы должны догадаться сами, разгадав загадки, которые подготовила для вас наша мудрая тетушка Сова. Разгадав загадку, вы должны найти соответствующую картинку на парте и повесить ее на доску под темой нашего урока. Итак, предлагаю вашему вниманию первую загадку. (Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про ножницы, находит соответствующую картинку и вешает ее под темой урока.) К острым опасным предметам, которыми часто пользуются люди, относятся ножницы. Как вы думаете, для чего в доме нужны ножницы? В каких случаях ножницы становятся опасны для здоровья? Берегите пальчики, когда, например, вы вырезаете из бумаги картинки, а то можно неосторожно порезать пальчики, и они будут болеть.Предлагаю вашему вниманию следующие загадки тетушки Совы про портновские принадлежности. Для чего используют иголки, булавки, спицы, крючки? (Дети отвечают.)Итак, подведем итог – иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы считаются в доме портновскими принадлежностями.2. Драматизация сказки «Умный наперсток» (автор Татьяна Шорыгина), вопросы по тексту.Учитель: О портновских принадлежностях Татьяна Шорыгина написала сказку «Умный наперсток». Проинсценируем ее. (Среди учащихся распределяются роли автора, булавки, пуговицы, ножниц, вязальной спицы, иголки, крючка, катушки, дядюшки-наперстка, петельки, девочки Анюты.)Текст сказки опубликован на сайте «Учительской газеты» (ссылку см. в конце текста).Вопрос ученикам по тексту:- Как вы думаете, почему Мастерица хранила принадлежности для шитья и вязания в специальной шкатулке?- Булавка спросила, почему нельзя шить, сидя за обеденным столом. Что вы ответите булавке?- Какие правила использования портновских принадлежностей мы можем сформулировать? Учитель: Итак, запомните, что необходимо:хранить иголки и булавки в игольнице, иголки – с вставленной в ушко ниткой,ножницы, пуговицы, крючки, спицы – в специальной коробке,работать в специально отведенном для этого месте, убирать за собой рабочее место.Памятка для работы с портновскими принадлежностями помещается на доску.3. Загадки и беседа о столовых приборах: нож, вилка.Учитель: Сейчас поговорим о тех предметах, которые мы встречаем, когда готовим еду или принимаем пищу. Их называют столовыми приборами. Но запомните, что не все столовые приборы относятся к острым, колющим и режущим предметам. А какие из них, вы узнаете, разгадав очередные загадки тетушки Совы. (Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про нож, находит соответствующую картинку и вешает ее под темой урока.) Для чего в доме нужен нож? (Ответы учащихся.) В каких случаях нож превращается в опасность для здоровья? (Ответы учащихся.)Нож незаменим в домашнем хозяйстве. Он верный помощник на кухне, в саду, в мастерской. Только в одном случае нож превращается в большую опасность – когда с ним играют дети. Как правило, он острый и им можно очень больно порезаться. Вот так и запомните: «Держитесь подальше от ножей и никогда не играйте с ними». Запомнили?! (Ответы учащихся.) Молодцы!Следующая загадка тетушки Совы. (Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про вилку, находит соответствующую картинку и вешает ее под темой урока.) Правильно, в каждом доме есть вилки. Как вы думаете, для чего в доме нужна вилка? (Ответы учащихся: вилками едят.) В каких случаях вилка превращается в опасность для здоровья? (Ответы учащихся.) Вилками не играют, потому что зубчики на конце вилки острые. Берегите губы и глаза. Лучше пользоваться ими как положено – для еды, а не для баловства.Вы поняли, какие столовые приборы относятся к острым, колющим и режущим предметам? (Ответы детей.) Назовите их. (Ответы учащихся: к острым, колющим и режущим предметам из столовых приборов относятся нож и вилка.)4. Загадки и беседа о столярных инструментах: гвоздь, ножовка, топор.Учитель: Следующие загадки тетушки Совы про столярные инструменты, которые тоже являются острыми, колющими и режущими предметами. (Учащиеся зачитывают и разгадывают загадки про гвоздь, ножовку, топор, находят соответствующие картинки и вешают их под темой урока.)Скажите, почему в нашем доме мы не можем обходиться без столярных инструментов, таких как гвоздь, ножовка, топор? (Ответы учащихся.)По вашим ответам видно, что гвоздь, ножовка, топор очень полезные вещи в каждом доме. Но в то же время о них можно сказать, что они очень опасны. По неосторожности ими легко пораниться. А если так уж вышло, что вы поранились или сильно укололись, не бойтесь сразу звать на помощь взрослого. Понятно? Обещаете? (Ответы учащихся.) Очень хорошо.5. Просмотр мультфильма «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами», вопросы по содержанию.Учитель: Предлагаю просмотреть мультфильм с главным героем Непослухой. (Просмотр мультфильма «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами».)Обсудим просмотренный нами мультфильм «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами». Ответьте на вопросы, которые я вам буду задавать:1) Что любит делать наш друг Непослуха? (Ответы учащихся: Непослуха любит резвиться, прыгать, кувыркаться, играть с котенком в прятки, смеяться, шалить, веселиться.)2) К чему привело Непослуху такое плохое поведение? (Ответы учащихся: Непослуха поранился ножом.) 3) Какой совет вы услышали при просмотре мультфильма? (Ответы учащихся: с вилками, ножницами, иголками, топорами, ножами, осколками необходимо обращаться очень осторожно, так как из полезных предметов при плохом поведении они могут превратиться в опасные предметы.) III. Итог занятияНаше занятие на тему «Острые, колющие и режущие предметы» подошло к концу. И перед тем как попрощаться, прошу вас назвать одно из запомнившихся вам правил техники безопасности с острыми, колющими и режущими предметами. (Каждый учащийся называет одно из правил.)Все острые, колющие и режущие предметы, находящиеся в нашем доме, нам нужны и в то же время для нас опасны. Я вам желаю никогда не царапаться, не резать ладошки и пальчики. А чтобы беда нас обходила стороной, строго придерживайтесь правил осторожного обращения с портновскими принадлежностями, столовыми приборами и столярными инструментами. P.S. Презентация к занятию, текст сказки «Умный наперсток» Татьяны Шорыгиной, мультфильм «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами» опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/541Ольга ВЕРШИНИНА, преподаватель Петропавловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Омской области, победитель VII Всероссийского конкурса «Мудрая сова»
Комментарии