Виктория СТАФЕЙКОВА учитель скромный. В тот момент, когда объявляли лауреатов всероссийского конкурса, фамилию учительницы назвали первой. Виктория и не поняла, что произошло, так что на сцену вышла не сразу – коллеги-конкурсанты подсказали, что пора… В Карелии шесть лет ждали такого результата. В поселке Толвуя Медвежьегорского района, где Виктория работает, весть разлетелась с молниеносной скоростью! «Первым поздравил министр образования Карелии Александр Морозов, – говорит Виктория. – Даже не знаю, откуда у Александра Николаевича номер оказался… После сообщения министра потоком пошли звонки родных, коллег, друзей».
Не за победой
На региональный конкурс «Учитель года» Виктория ехала не за победой.
– Важно посмотреть, что делают другие, поделиться наработками… – говорит педагог.
Учитель в удаленной сельской школе чувствует, что не хватает методической помощи, общения с коллегами, рефлексии.
– Поэтому и решила участвовать в конкурсе, чтобы обобщить опыт, узнать новое, встретиться с коллегами, – говорит Виктория Стафейкова. На вопрос о том, а не превратился ли конкурс в срежиссированный спектакль, учительница задумывается и с однозначным ответом не торопится.
– Зависит, с чем человек идет на конкурс. Один – чтобы себя показать, а другой – новое узнать. Готовясь к испытаниям, читала книги по психологии, педагогике, методике преподавания. Теперь готова делиться знаниями, – мягко улыбаясь, говорит учительница.
Выездной учитель
С момента окончания всероссийского конкурса Виктория Стафейкова чаще приезжает в Петрозаводск и другие карельские города, где общается с коллегами, делится опытом. Вместе с Советом молодых педагогов Карелии в ноябре провела мастер-класс в Медвежьегорске. Благодаря приезду Виктории в Петрозаводск на семинар «Педагогический инновационный парк. Стратегический проект ПетрГУ «Образование 5.0»: фокус на инновации и качество» состоялся этот разговор.
Добраться до Толвуи, поселка, где живет и учительствует лауреат всероссийского конкурса, было ой как непросто! Автобус приходит в поселок днем, когда уроки в школе уже заканчиваются. Следующий автобус отправится в районный центр через час или же сутки. Так и живет карельская глубинка – с неважными дорогами, редкими автобусами до районных центров, небольшими школками в поселках и деревнях.
– Люблю приходить в класс пораньше. Люблю разговаривать с детьми. В эти утренние минуты дети рассказывают о том, как живут, – делится учительница, у которой за плечами четыре выпуска. – Дети открытые, секретов нет. На уроке могу отвлечься, спросить не по теме урока… И тогда получается разговор с ребятами!
Жизнь и ее окрестности
Кажется, размеренная и легкая жизнь у сельского учителя. Но это не так. С учениками – у Виктории в этом году первоклассники – педагог работает до 14 часов. После торопится еще к одному мальчику, который обучается дома. У Виктории Стафейковой двое детей. Дочка в этом году оканчивает 11‑й класс, сын – второклассник. Живет семья в просторном доме с печками.
– Муж постарался, в дом проведена вода, – говорит учительница, у которой за окном огород в 25 соток, любимые цветы на клумбах и полный сарай дров на зиму.
– Виктория, у вас тихий голос. Приходится ли на уроках кричать? – спрашиваю учителя.
– В школе говорю громко и четко, чтобы ребята слышали… Голос стараюсь не повышать. Ученики и взгляд понимают. Не люблю, когда дети отвлекают или мешают друг другу, – говорит учительница.
Рисовать, сочинять, решать примеры, разгадывать ребусы – в классе Виктории Стафейковой детям не скучно!
Встать и аплодировать
Урок в Санкт-Петербурге произвел впечатление на Игоря Изюмова – участника республиканского финала конкурса «Учитель года России»-1997, члена жюри очного тура конкурса «Учитель года России»-2018. Эксперт отметил лаконичную конкретику методического семинара Виктории, посвященного кругам Эйлера – геометрическим схемам, с помощью которых можно изобразить отношения между множествами самых различных элементов. О самом уроке Игорь Изюмов написал так:
– Прозвенел звонок, и учитель, искренне улыбаясь, поблагодарила детей за работу. А дети благодарили ее. И тоже радостно улыбались. Они не просто все успели. Они выполнили задание на самом высоком уровне! Выполнили все, без исключения! И это была вишенка на торте. Вишенка, вкусив которую, сосед-коллега вновь посмотрел на меня и уверенно объявил: «Сто баллов!» Мне же хотелось просто встать и аплодировать…
Методика обучения русскому языку в начальных классах Виктории Стафейковой признана на федеральном уровне. Учитель не исключает, что продолжит работу над темой в аспирантуре.
Как же родилась идея создания методики? Отчасти это связано с тем, что Виктория поставила себе цель – пробудить активность детей на уроке, которые дома увлечены, например, игрой в гаджете.
– Мы видим, как дети сидят с планшетом в руках, с азартом передвигают объекты. В этот момент активны ум, слух, зрение, руки, а так ли активен ребенок на школьном уроке? Начинаешь задумываться и придумываешь приемы, пробуждающие активность. Сначала детям рассказывала о кругах, а уже в процессе работы ученики сами придумали название «острова». По основным принципам ребята распределяют слова и буквы на острова (в круги Эйлера). Таким образом, школьники учатся систематизировать, анализировать материал, критически мыслить – это, кстати, требование федерального госстандарта, – рассказывает учитель.
Школьные будни
Директор Толвуйской школы Людмила Семкина говорит о том, что коллектив в образовательной организации возрастной, в школу иногда приходят молодые учителя, но на селе, как правило, не задерживаются.
– Люблю поселок, школу, учеников. О переезде не думаю, – говорит Виктория, которая работает в школе 14 лет.
Отвечая на вопрос о перспективах карьерного роста, Виктория констатирует, что в сельской школе перспектив нет. Педагог возглавляет методобъединение учителей начальных классов. Введение новой системы учительского роста, где определена должность учителя-методиста, могло бы повлиять на качество образования в школе, принесло бы педагогу дополнительный доход.
Пока же учителям приходится работать в привычных условиях. Готовясь к конкурсу, Виктория выиграла сражение и с техникой – до победы в финале всероссийского конкурса у учителя в кабинете не было современного компьютера и оборудованного учительского места.
– После сюжета на канале «Вести-Карелия» позвонил предприниматель. Так появились современный компьютер, принтер, документ-камера… Такой же подарок привезла и администрация района. Теперь комплект техники для подготовки к урокам установлен и дома, и в школе, – рассказывает учительница.
О педколледже с любовью
Виктория с теплотой вспоминает учителей. В Петрозаводском педагогическом колледже, которому в этом году исполнилось 115 лет, раньше работала Галина Алексеевна Рекша.
– Личность преподавателя в выборе профессии играет решающую роль! До сих пор бумажный журнал веду одной ручкой, как в педколледже научили! Не поставлю вазу с цветами на учительский стол, чтобы случайно не залить тетради и журнал. Таким тонкостям учила Галина Алексеевна. Помню и ценю эти уроки! – говорит выпускница колледжа Виктория Стафейкова.
Сельский учитель: трудяга и скромник
Виктория, как отмечает преподаватель Института педагогики и психологии Петрозаводского госуниверситета Зинаида Ефлова, студентка, которая на лекции и практикумы приходила подготовленной. Преподавателю довелось дважды пересечься с Викторией – в педагогическом колледже и в вузе.
– Вика спокойно, постепенно и настойчиво вбирала-отбирала-набирала то, что теперь накопилось-выплеснуло-проявилось в нынешнем профессиональном успехе, – говорит руководитель лаборатории сельской школы Петрозаводского государственного университета Зинаида Ефлова. – Настоящие и лучшие в педагогике – трудяги и скромники. Особая радость от виктории Виктории в том, что Стафейкова показала нашему педагогическому сообществу, порой амбициозному и кичливому, что работа в маленькой сельской школе требует высокого уровня профессионализма, даже более сложного содержательно и технологически. Психологически же держаться на этом уровне архитрудно в этих условиях – малости, отдаленности, дефицита профессионального общения… Когда смотрела конкурсный урок Виктории, мастер-класс, конкурсные материалы, понимала, что вижу труд талантливого практика, теоретически и методически подготовленного коллеги, способного и готового к научному поиску. Предполагаю, нашей сельской учительнице по силам и пора заняться научным исследованием.
Вместо эпилога
Комментарии