search
main
0

Виктория ЧЕРНЫШОВА, начальник Управления образования города Ростова-на-Дону: Школа – среда творческого поиска, открытий и побед

​Ростов-на-Дону – один из самых крупных и красивых, промышленно развитых городов юга России. Сегодня здесь проживают больше миллиона человек. Причем тут мирно уживаются люди разных национальностей – русские, армяне, татары, чеченцы, украинцы, греки… Образовательная система города в последнее время существенно расширилась, причем главными приоритетами для нее являются качество и доступность образования. О том, какие задачи стоят перед образованием Ростова-на-Дону, мы говорим с начальником городского управления образования Викторией Анатольевной Чернышовой.

В последнее время в системе образования города произошли серьезные изменения. Образование во многом определяет социальную стабильность города. Если говорить о приоритетах в образовании, то это в первую очередь доступность и качество. Современная система образования требует от органов управления в сфере образования постоянного внимания ко всем процессам, происходящим, в системе образования каждого района города, каждой образовательной организации. Реализуя Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования» от 07.05.2012 г. №599, мы для себя определили приоритетные задачи, целевые установки. Это повышение качества образования через реализацию новых образовательных стандартов, развитие кадрового потенциала, повышение охвата детей услугами дошкольного образования, модернизация системы дополнительного образования, формирование открытой системы оценки деятельности образовательных учреждений. – Виктория Анатольевна, как решается проблема ликвидации очередности в дошкольные учреждения города? Я знаю, что в Ростове-на-Дону реализуется интересный проект – модульный детский сад. – До конца 2015 года мы планируем снизить очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет до нуля. В течение этого года планируется создать 4115 мест в дошкольных учреждениях. В городе интенсивно ведется строительство новых детских садов и ввод  в эксплуатацию после капитального ремонта и реконструкции образовательных учреждений. В городе вводятся в эксплуатацию новые школьные образовательные учреждения, которые отличаются современной архитектурой, наличием развивающей, безопасной образовательной среды, современными игровыми учебными пособиями. В Ростове-на-Дону интенсивно расширяется вариативность услуг в области дошкольного образования. Кроме муниципальных детских садов программу дошкольного образования осваивают на базе средних школ 28 групп, учреждений дополнительного образования – около 800 детей. В негосударственных образовательных организациях более 850 детей, в дошкольных учреждениях, открытых индивидуальными предпринимателями, – 750 детей.Муниципальная система дошкольного образования (40 процентов дошкольных образовательных учреждений) готова предоставить ростовчанам широкий спектр дополнительных образовательных услуг в области художественно-эстетического воспитания, предшкольной подготовки, физического развития в сфере раннего развития лингвистических способностей дошкольников. Активно эта работа ведется в Первомайском, Советском и Ворошиловском районах города. Достаточно перспективно развитие дополнительных услуг в области освоения детьми информационных технологий, в настоящее время их широко предлагают детям в Ленинском и Железнодорожном районах.- Как идет реализация стандарта дошкольного образования в детских садах Ростова-на-Дону?- Введение ФГОС дошкольного образования стало одним из приоритетных направлений развития муниципальной системы дошкольного образования. Управлением образования города Ростова-на-Дону утвержден и реализуется план действий по введению ФГОС дошкольного образования до 2016 года. Определены базовые площадки дошкольных учреждений, и на их базе организуются обучение и стажировка руководящих и педагогических кадров. Обучение по проблемам введения стандарта прошли около 400 педагогов, специальную подготовку по разработке образовательной программы прошли 52 старших воспитателя. В городе разработан проект по созданию информационно-коммуникационной развивающей среды дошкольного образования Ростова-на-Дону в соответствии с требованиями ФГОС. Цель этого проекта – эффективное использование ИТ в оптимизации образовательной деятельности, в обеспечении условий для реализации «индивидуальных образовательных маршрутов».- Готовы ли школы города Ростова-на-Дону к переходу на новый федеральный образовательный стандарт?- В целом готовы. Так, результатом реализации ФГОС начального образования стало создание комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей достойное качество образования, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей и подростков. Учителя ростовских школ убеждены, результат образования – это не столько знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, в дальнейшем обучении, в построении своей профессиональной карьеры, в личностном развитии.  Деятельностный подход в реализации образовательных программ заложен в методологическую основу стандарта и обеспечивает полноценное развитие возможностей и способностей детей. В соответствии с ФГОС основная образовательная программа каждой образовательной организации предусматривает реализацию внеурочной деятельности.Отличительной особенностью современного образования становятся педагогические технологии, базирующиеся на комплексных IT-решениях. Грамотное владение этим инструментарием составляет основу профессионального мастерства современного педагога.- Я знаю, что в Ростове-на-Дону особое внимание уделяется здоровьесбережению детей…- В рамках городской программы по здоровьесбережению 25 образовательных учреждений реализуют инновационные проекты по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Во всех образовательных учреждениях осуществляется контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, систематически проводится профилактическая разъяснительная работа среди обучающихся, педагогов, родителей по соблюдению эпидемиологических норм при организации образовательного процесса. В прошлом году 65 общеобразовательных учреждений приняли участие в реализации проекта «Всеобуч по плаванию», 4750 обучающихся начальных классов прошли 12-часовой курс обучения плаванию.Ежегодно 25 общеобразовательных организаций города принимают активное участие в муниципальных и региональных конкурсах по здоровьесбережению, 45 образовательных учреждений Ростова-на-Дону участвуют в региональном пилотном проекте по здоровьесбережению. В ходе проекта осуществляется мониторинг здоровья детей с использованием аппаратно-диагностического комплекса «АРМИС». – Идут ли сегодня в школу молодые учителя, какие меры поддержки для них предусмотрены? – Ежегодно в школы приходит более 100 молодых учителей. На базе общеобразовательных учреждений действуют школы наставничества, где опытные педагоги делятся секретами педагогического мастерства с молодыми учителями. Для специалистов в возрасте до 35 лет в Ростовской области действует проект «Ипотека для молодых семей». Его участникам предоставляются бюджетные субсидии для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам на строительство или приобретение жилья.- С введением новых образовательных стандартов роль дополнительного образования становится особенно весомой. Много ли детей в городе охвачено дополнительным образованием?- Свыше 75 процентов, мы сохранили дополнительное образование в трудные 90-е годы. Сейчас новый импульс получило техническое направление. Наиболее востребованными являются спортивное и художественное направления, менее востребованы туристско-краеведческое и техническое объединения. В сфере дополнительного образования работают 22 учреждения, среди них Дворец творчества детей и молодежи, 12 домов и центров детского творчества, 9 детско-юношеских спортивных школ, которые реализуют программы не только на своей базе, но и активно используют базы общеобразовательных учреждений. Сегодня более 38 тысяч школьников посещают кружки и секции в общеобразовательных учреждениях города Ростова-на-Дону. Только дополнительное образование позволяет ребенку индивидуально выбрать себе педагога, тренера, режим и темп освоения образовательных программ, что имеет особое значение для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.Реализуя Концепцию дополнительного образования в Ростове-на-Дону, развиваются новые виды деятельности, так, были открыты студии робототехники, объединения военно-исторической миниатюры в Центре детского технического творчества, детская художественная студия «Юный композитор», ансамбль народных инструментов во Дворце творчества детей и молодежи. Создан городской Центр патриотического воспитания, задачей которого являются подготовка и проведение военно-патриотических игр «Звездочка», «Зарница», «Рубеж». К 70-летию Великой Победы Министерством общего профессионального образования Ростовской области, областным Домом народного творчества, Дворцом творчества детей и молодежи был разработан проект гражданского патриотического воспитания подрастающего поколения «Священной памяти огонь», посвященный 40-летию образования Поста №1 у Вечного огня города воинской славы Ростова-на-Дону. В каникулярный период центром организуются походы, палаточные лагеря, профильные туристские смены, которые являются продолжением образовательного процесса. В то же время система дополнительного образования испытывает острую необходимость в зданиях, соответствующих современным требованиям, в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике.- Виктория Анатольевна, кем должен быть, на ваш взгляд, директор образовательного учреждения – учителем, психологом, менеджером?- Думаю, в первую очередь директор должен быть лидером, человеком, способным повести за собой людей. А для этого он должен обладать определенным личностным капиталом. Вообще кадровый вопрос сегодня один из самых значимых. На сегодняшний день управлением образования разработаны программы по подготовке оперативного резерва на замещение руководящих должностей в системе образования. Обучение проходит в форме постоянно действующего семинара на базе пилотных инновационных площадок города, что позволяет ознакомить будущих руководителей с наиболее успешным педагогическим опытом, эффективными методами управления современной школой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте