Виктор Антонович Садовничий вошел в число самых уважаемых – почетных – граждан Москвы. Так город оценил его вклад в развитие столицы, образования и науки. Виктор Антонович – президент Российского союза ректоров, ректор главного вуза страны – Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик Российской академии наук. А еще он – непримиримый борец за отечественное образование, за сохранение и продолжение его традиций. Виктор Садовничий уже многие годы возглавляет Большое жюри всероссийского конкурса «Учитель года России», в нынешнем он возглавил работу по проведению предметных олимпиад. Не случайно одному из первых ему было предоставлено слово на третьем съезде Всероссийского педагогического собрания.
Для меня большая честь – выступление перед коллегами. Мне кажется, что очень важно, что мы сейчас находимся на весьма ответственном периоде развития нашей страны, когда, по сути, на первый план вышли уже не столько вопросы экономического характера, сколько вопросы воспитания людей, будущих поколений, которые будут жить в нашей стране. Оказалось, что эта проблема намного сложнее, чем, скажем, решение отдельных, пусть и очень трудных, экономических вопросов.
Мы, с одной стороны, пожинаем плоды трудных 90-х годов, когда молодежь потеряла основные ориентиры, когда образование стало или ненужным, или таким, которое каждый должен иметь и задаром. Мы многое потеряли за эти годы, и, к сожалению, и сейчас еще много проблем. Поэтому, с другой стороны, мы потеряли наши традиции, наши навыки по воспитанию каждого молодого человека, по привитию ему высоких чувств, которые всегда были присущи нашей русской традиции воспитания с детства. Всероссийское педагогическое собрание как основная общественная организация России, которая взяла на себя ответственность за выработку предложений и подходов по школьному и дошкольному образованию, безусловно, очень важная организация для отечественного образования, общества и государства.
Мы все – и университеты, и школы – находимся на одном фланге, на одном острие, в одной лодке. Как будет готовить детей школа, какими заинтересованными в образовании станут молодые люди, такими будут и студенты. Какими будут студенты, такими будут и те молодые специалисты, люди, которые возьмут на себя ответственность за развитие страны. Я повторю: сейчас, может быть, наряду с тем, что они должны быть грамотными, знающими, не меньшее значение приобретает то, какими они будут людьми, что у них будет внутри, в душе, в сердце. Это – наша основная задача.
Я бы не сказал, что, делая реформы, мы все делаем без ошибок. Я думаю, что нам нужно делать больший акцент на поиск талантливых ребят, на воспитание в них с первых же шагов, когда они только-только пришли в школу, стремления к приобретению знаний. Талантливый человек – национальное богатство, национальная любовь любой страны, любого народа, таким человеком всегда гордятся правительство, руководство страны. Такой человек не просто талантлив, он делает, сделал и сделает для страны и мира очень важное. Мы должны ни в коем случае не выплеснуть с реформами, которые предлагаются под одними лозунгами и с одними намерениями, а реализуются совсем по-другому, национальное достояние, которым обладаем, – воспитание и поиск талантливых ребят.
Как-то ректор Киевского государственного университета сказал, что в Украине принято решение, что прием в вузы с этого года будет только по результатам тестирования, которое проводит международная организация. То есть практически изолируется от приема в вуз вузовская корпорация да и в значительной степени школа. Ректор сказал, что в то время, когда было принято такое решение, президент США Буш обратился к Конгрессу с предложением ввести наряду с тестированием обязательное собеседование, экзамены в вузы. Я хочу задать вопрос: а не отстаем ли мы на такт, коль стараемся все стандартизировать. Ведь потом придется догонять снова и вспоминать то, что у нас было.
Я убежден, что, принимая те или иные решения (не оспариваю принятые решения и думаю, что они имеют под собой смысл), мы должны думать вместе с тем, как сохранить все наши преимущества.
Когда звучат слова о том, что наше образование, наши университеты входят в триста или пятьсот лучших вузов мира и отнюдь не занимают лидирующие позиции, поневоле начинаешь думать, что тут не все так честно, как того хотелось бы. В Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова я провел десять семинаров. На каждом семинаре присутствовали примерно от 50 до 100 профессоров и академиков. Это были те люди, которые преподают в ведущих университетах мира – в Бостоне, в Гарварде, в Гумбольдте и других. Задача этих семинаров была такой – сравнить уровень преподавания по естественным наукам в МГУ и ведущих университетах мира. Докладчиками были только те, кто работал или работает сейчас в этих университетах. (Как мы знаем, многие наши талантливые ребята в 90-е годы уехали за рубеж и там работают, в том числе в крупных вузовских центрах.) Вывод: по фундаментальному образованию, по естественным наукам, по математике, по физике, химии, биологии преподавание в МГУ (я думаю, таких университетов немало у нас в стране) в два раза мощнее, чем преподавание фундаментальных дисциплин в ведущих университетах мира. Я думаю, это действительно так. Это не есть какое-то заявление для красного словца. Это факт. Когда сравниваются часы, предметы, содержание учебных курсов, лекции, формы контроля, когда, по существу, сравнивается, что получает по математике студент мехмата МГУ и что получает студент ведущего вуза мира, оказывается, что у нас подготовка сильнее. Мы проигрываем после, в аспирантуре, и особенно мы проигрываем, когда молодой талантливый человек, окончив аспирантуру, попадает в среду, когда ему надо содержать семью, устраиваться с жильем, просто жить в том городе, где он учился, а не там, где живут его родители. Здесь наша поддержка таких молодых талантливых людей минимальна.
Зарубежные страны как раз главный упор делают на постдоповское образование. Когда молодой человек закончил аспирантуру и он талантлив, они создают ему все условия, чтобы он жил, работал и чувствовал себя комфортно. Вот тут и ликвидируется то огромное преимущество, которое мы имеем после первых пяти курсов обучения в наших университетах.
У меня возникает вопрос: если мы имеем преимущество в начальном периоде обучения студентов первых пяти лет, зачем нам его терять? Может быть, подумать о другом: создать статус молодого ученого, молодого исследователя, молодого преподавателя, и этот статус должен быть таким, чтобы молодые пошли в науку? И, наоборот, закрепить и там наше преимущество?
Я считаю, что статус учителя, точно так же как и статус научного работника, у нас в стране, безусловно, требует укрепления и изменения в лучшую сторону. Я говорю не только о зарплате, я говорю в целом об отношении к этой важнейшей, главной, основной профессии в обществе – к учителю. Тут нам еще много предстоит сделать. Мы много сделали, мы совершили определенные прорывы, мы наметили точки этих прорывов. Безусловно, подтянуть всю систему образования огромной страны, страны очень разной, страны очень богатой по разнообразию, – огромнейшая проблема, и решение этой проблемы у нас впереди.
Я очень поддерживаю высказывания Владимира Владимировича Путина и Дмитрия Анатольевича Медведева о том, что учитель нуждается в приоритетной поддержке. Мы должны это сделать, мы сделаем это, если этого не произойдет, мы потеряем очень много, мы потеряем на самом деле будущее России.
На съезде Всероссийского педагогического собрания сидели два учителя, к судьбе которых я имею непосредственное отношение. Это Анна Мехед и Дмитрий Гущин – лучшие учителя России 2007 года. Мне была доверена честь возглавлять Большое жюри конкурса «Учитель года России». Заключительный этап этого конкурса проходил в Череповце, и вот многодневная, очень трудная борьба за первенство, очень трудное соревнование завершилось таким блестящим результатом: два лучших учителя страны впервые в практике моего шестнадцатилетнего председательства разделили первое место. Мне, как математику, особо приятно, что оба они учителя математики. Поэтому я всегда говорю слова во славу российского учителя, во славу его огромного, славного и нужного труда на благо России.
Комментарии