search
main
0

Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета: Педагог должен быть культурно образован

​1. Главная задача – это, конечно, подготовка учителя нового поколения, то есть современного во всех отношениях педагога, владеющего искусством преподавания предмета, искусством работы с детьми, обладающего творческими возможностями, знающего современную информационную среду и, разумеется, любящего детей. Качество подготовки такого учителя является главным для педагогических вузов и всех вузов, где бы педагогов ни готовили. Это качество в научно-методическом плане обеспечено тем, что мы сейчас готовим педагогов по новым федеральным государственным стандартам. Впервые в этом году мы приступили к полному набору на учительские специальности по программам бакалавриата и магистратуры. С одной стороны, это дает новые возможности, а с другой – сама задача педагогического коллектива по созданию нового учителя усложняется, поскольку здесь иная схема учебных планов, программ подготовки учебных планов. Она более разнообразная, особенно в магистратуре, где право подготовки такой программы на 70-80% принадлежит самому вузу.

Для педагогического образования очень важен принцип многопрофильности, чтобы учитель не был замкнут только в знаниях в области педагогики и образования, а чтобы он владел правовыми, экономическими знаниями, чтобы он был широко культурно образован. Необходимо также, чтобы педагогический вуз владел и возможностью научно-исследовательской деятельности. В вузе должны быть научные школы, которые способны производить федеральные учебники, фундаментальные труды, электронные учебно-методические пособия.Я бы еще отметил такой важный элемент подготовки учителя в современных педагогических вузах, как наличие информационно-коммуникативной среды. Сюда относятся инструментарий, техника, кадры, способные эту технику применять и учить этому будущих учителей.Среди направлений в новых условиях важно освоить новые виды педагогической практики. У нас была стажерская практика на 5-м курсе, которая длилась целый год. В условиях бакалавриата она, естественно, не может быть такой длительной, поэтому те 16 недель, которые положены по программе бакалавриата, надо очень умно и ответственно распределить. Здесь идет речь о том, чтобы на базе школ, с которыми мы сотрудничаем, были организованы постоянные стажировочные площадки для наших выпускников.2. Я спокойно отношусь к передаче педагогических вузов классическим университетам, считаю, что самодостаточный педагогический университет должен быть многопрофильным. Он даже может стать базовым федеральным центром для подготовки педагогических кадров. Готовить учителя в первую очередь должен хороший вуз, вуз успешный. Поэтому, мне кажется, в хорошем педагогическом вузе должно обязательно присутствовать не менее 25-30% программ классического университета. А если в вузе готовят только по педагогическим специальностям, безусловно, в фундаментальном отношении он будет серьезно отставать, и ничего плохого нет, если такой вуз вливается в какой-то классический университет.Мы могли бы строить магистратуру для выпускников классических университетов и, наоборот, мы могли бы направлять своих бакалавров в магистратуру классических университетов. Сейчас мы с МГУ заключаем договор по проблемам совместной деятельности в подготовке учителей, в частности с педагогическим факультетом, который работает там уже довольно долгое время.3. Относительно проблем я могу сказать, что, к сожалению, на данный момент в принципе невысок престиж учителя, педагогического труда. Во-вторых, тесно связанный с ним вопрос: в большинстве регионов в отличие от Москвы еще очень низкая заработная плата учителей. Кое-где она опускается до 6-8 тыс. руб., что является недопустимо низким уровнем.На нашем форуме с мест, из региональных педвузов, звучала неудовлетворенность с точки зрения оснащения современным оборудованием, прежде всего компьютерным, мультимедийным, современным программным продуктом. Переход на новые стандарты требует очень серьезного укрепления материальной базы каждого педагогического вуза.Я думаю, что еще одной болевой точкой является то, что многие педвузы не имеют возможностей для преемственности педагогического образования. Я сторонник того, чтобы педагогические вузы были наполнены программами среднего педагогического образования. Я имею в виду включение колледжей в состав педагогических университетов. В последний год такая тенденция подготовки по другим направлениям профессионального образования ведется Министерством образования и науки РФ.И еще одна проблема, которую затронул на нашем форуме руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина: он порекомендовал университетам, в частности нашему университету, иметь в своем составе гимназию, школу или детский сад. К сожалению, нынешнее законодательство не позволяет нам этого сделать, так как соучредительство или учредительство образовательного учреждения в Москве закреплено только за Департаментом образования Москвы. Я уверен, что у хороших педагогических вузов есть будущее, есть хорошие возможности стать настоящими центрами подготовки педагогических кадров и сыграть серьезную роль в обновлении российской школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте