– В конце февраля мы провели в Восточном округе встречу с директорами 120 школ и 600 абитуриентами. Для нас такие встречи очень важны, ведь мы работаем на школы и для школ. Сотни наших выпускников работают в школах Москвы, многие из выпускников стали директорами школ. Сегодня уже нет дефицита учительских кадров, а когда 15 лет тому назад был создан наш вуз – первый городской педагогический вуз столицы, – в столице не хватало более 500 педагогов.
За 15 лет мы превратились в большой и солидный вуз. За эти годы МГПУ получил от города несколько современных зданий – практически во всех округах Москвы в этих зданиях располагаются наши факультеты. Университет полностью оснащен самыми современными компьютерными и мультимедийными классами, их у нас более 150, а это очень серьезно продвигает вперед учебный процесс и научную деятельность студентов, позволяет интенсифицировать подготовку педагогических кадров. Университет начинал с небольшого количества профессионалов в области подготовки учителей, нынче каждый пятый преподаватель – доктор наук (аккредитационные требования для университета – 10%, у нас – 21%), за каждым из них стоит научная школа. Недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подписал перечень учебников, допущенных для образовательных учреждений, для профессионального образования, там около 130 преподавателей МГПУ – авторов учебников. В прошлом году мы получили несколько грантов – Российского фонда научных исследований, НФПК, 12 грантов Правительства Москвы, в целом это очень солидные средства. Мы тратим в год на научные исследования 69 миллионов рублей. Это в пять раз больше, чем в аккредитационных требованиях для статуса университета. То, что у нас собрались крупные ученые, методисты, которые могут создавать учебники и учебные пособия современного уровня, – это та база, на которой можно выращивать учителя для новой школы. У нас в университете создана лаборатория гуманной педагогики во главе с Амонашвили, которая проводит большую работу не только для Москвы, но и для многих регионов России. Мы понимаем, что учитель не просто предметник, это личность, пример для ученика, человек, который может научить ребенка учиться самому, учится сам, освещает детям дорогу к знаниям. Несколько лет назад мы впервые в России окунули будущего учителя в реальную школьную жизнь: после двух практик на третьем и четвертом курсах наши пятикурсники проходят в течение года непрерывную практику в столичных школах, а вуз сопровождает их, корректируя их деятельность, поддерживая, помогая, подкрепляя практическую деятельность теоретическими курсами. Наши ребята работают не только в базовых школах университета, а их у нас более 250, но и в любых школах Москвы. Директора школ высоко отзываются о наших студентах и с радостью берут их на работу. Мы создали педагогические мастерские, которые ведут лучшие директора школ. Такое сотрудничество много дает и вузу, и системе школьного образования. Мы стали своеобразной городской творческой лабораторией, в которой апробируются те методики, технологии, без которых невозможен современный учитель. Не случайно нам поручили разработку нескольких Московских городских целевых программ развития «Столичное образование». А это очень серьезно, ведь такая программа задает тон развитию системы образования. Это межведомственная программа, охватывающая все уровни власти, привлекающая их к этой работе. Вся эта работа увязывается с бизнес-структурами: «Майкрософт», «Интел» и другими – они нам помогают, а мы готовим для них специалистов, которые нужны для повышения квалификации учителей. Я не знаю, кто еще из вузов имеет сертификат качества образования Торгово-промышленной палаты РФ, а нам такой сертификат за подписью Евгения Примакова вручают уже пятый год.
Как региональный вуз, МГПУ участвует во всех всероссийских акциях, будь то разработка стандартов профессионального образования, проведение конкурса «Учитель года России», «Педагогический дебют России», конференции, программы.
Президент РФ Дмитрий Медведев выдвинул инициативу «Наша новая школа», и я рад, что мы в течение многих лет, может быть, по какому-то наитию, может быть, потому, что учитывали запросы образования, шли к этой школе, думая о том, какой учитель потребуется Школе будущего. Не случайно Всероссийское совещание ректоров педвузов и классических университетов, готовящих учителей, пройдет на базе нашего университета, нам есть чем поделиться с коллегами, для нас это большая честь.
Комментарии