Виктор Васильевич Рябов человек удивительный. Выпускник исторического факультета Саратовского государственного университета и аспирантуры Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, он возглавлял разные вузы в родной Самаре. Важным делом его жизни стало создание в 1995 году Московского городского педагогического университета. Сегодня по итогам рейтингов, проводимых Минобрнауки РФ, МГПУ входит в число лучших педагогических вузов страны. Наш разговор с Виктором Васильевичем начинается с вопроса о судьбе педагогического образования.
– В последнее время все чаще слышится критика в адрес педагогических вузов, предлагается готовить учителей на базе классических университетов, при этом ссылаются, как правило, на зарубежный опыт, якобы там нет педвузов. На самом деле это не совсем так. Во Франции, к примеру, многие педагоги получают образование в педвузах. Я уже не говорю о странах СНГ. Кстати, два года назад была создана Ассоциация ректоров педагогических университетов Европы. Ее возглавил ректор Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова Виктор Андрущенко. Я стал ее вице-президентом. Разумеется, возможен и иной путь подготовки педагогов, сегодня в составе классических университетов появились педфакультеты, которые вполне справляются с возложенной на них миссией. Однако не стоит забывать, что около 75 процентов школьных учителей – это все-таки выпускники педвузов. Вот уже более 15 лет я вхожу в состав Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» и конкурса «Учитель года Москвы». Так вот, как правило, абсолютные победители этих уважаемых конкурсов тоже окончили педвузы. Как, к примеру, Антон Молев, выпускник истфака МГПУ и учитель года Москвы-2011, Иванцова Яна, окончившая химико-биологический факультет МГПУ, – педагог года Москвы-2013.Московский городской педуниверситет, созданный в 1995 году по инициативе Департамента образования города Москвы, сегодня насчитывает около 20 тысяч студентов и 2 тысячи преподавателей, причем каждый пятый штатный преподаватель из них – доктор наук. Сейчас в нашей структуре 10 институтов и 3 факультета, мы готовим не только педагогов, но и специалистов других профилей – юристов, лингвистов, менеджеров, управленцев, дизайнеров, давая им классическое университетское образование. Наш вуз входит в тройку лучших педагогических университетов России, мы стоим рядом с МПГУ и РГПУ имени Герцена. На базе МГПУ в последнее время проводятся семинары ректоров педвузов России, форумы по педагогическому образованию. Мы тесно сотрудничаем с 32 зарубежными вузами. Среди них высшие учебные заведения ФРГ, Франции, Италии, США, Украины, Литвы, Армении, Беларуси, Азербайджана…- Виктор Васильевич, каким вы видите будущее МГПУ в свете реформирования педагогического образования?- Я думаю, что в Москве должен появиться один объединенный московский вуз по типу университета Лондона, сейчас у нас 9 городских вузов, в перспективе они могут стать единым целым. Кроме того, в ближайшем будущем на базе МГПУ планируется создание регионального базового центра педагогического образования, его концепция уже нами разработана.- Виктор Васильевич, расскажите немного о Самарском филиале, что, по-вашему, помогает ему оставаться конкурентоспособным?- Самара – большой город, где много сильных вузов, и при этом наш Самарский филиал остается привлекательным для ребят. Нашему филиалу приходится конкурировать с такими солидными вузами, как Самарский государственный университет и Поволжская социально-гуманитарная академия. По оценке Рособрнадзора РФ, Самарский филиал МГПУ – один из лучших в России. Между прочим, бюджетных мест там нет. Думаю, многое зависит от руководителя – Галины Ефимовны Козловской, она, кстати, моя ученица. Оканчивала аспирантуру в Самарском университете. Галина Ефимовна – прекрасный организатор. Ей удалось собрать сильную, яркую команду преподавателей, среди которых много молодых, интересных ученых. Их средний возраст 35-40 лет. Этим преподавателям удалось заинтересовать наукой и исследованиями ребят. Вообще, на мой взгляд, в филиале сложились по-настоящему партнерские отношения между студентами и преподавателями. Примечательно, что там есть специальности, которых нет в головном вузе, к примеру, «международная экономика» и «международные отношения». Разумеется, наш головной вуз тесно взаимодействует с филиалом, наверное, у нас нет ни одного крупного ученого, который бы не побывал с лекциями в Самарском филиале.- Каким вы видите будущее Самарского филиала МГПУ?- Возможно, он будет присоединен к Самарскому классическому университету. Кстати, я недавно встречался с губернатором Самарской области Николаем Ивановичем Меркушкиным, он очень высоко оценил работу Самарского филиала МГПУ и считает, что у него есть хорошие перспективы для дальнейшего развития.Досье «УГ»Виктор Васильевич РЯБОВ родился 22 июля 1937 года в селе Усинское Сызранского района Куйбышевской области в семье колхозников. В 1961 году окончил исторический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, затем была комсомольская работа в Куйбышеве, очная аспирантура в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова. С 1973 года Виктор Васильевич – ректор Куйбышевского государственного педагогического института, а с 1977 по 1984 г. – ректор Куйбышевского государственного университета. Будучи ректором двух вузов, Виктор Васильевич показал себя способным организатором учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности. В декабре 1977 г. он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук, в 1979 г. ему было присвоено звание профессора. В 1981 г. его избрали депутатом областного совета и председателем комиссии по народному образованию и науке, в 1984-1986 гг. Виктор Рябов работал секретарем Куйбышевского обкома КПСС.Московский период его деятельности начался в январе 1986 г., когда Виктор Васильевич был назначен заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС, позднее он заведовал гуманитарным отделом.Дальнейшая трудовая деятельность В.В.Рябова также протекала в Москве и была связана с высшей школой. После августа 1991 г. он вел организационную и преподавательскую работу в МГУ им. М.В.Ломоносова, Российском государственном гуманитарном университете, в Российской академии управления. А с 1 марта 1995 г. по май 2012 года возглавлял Московский городской педагогический университет, который сейчас является современным университетским научно-образовательным комплексом, интегрирующим учреждения дошкольного, начального, среднего, среднего специального, высшего и послевузовского образования. МГПУ занимает ведущее место в системе высшего педагогического образования России. В настоящее время – президент этого вуза.Виктор Васильевич уделяет большое внимание актуальным проблемам развития образования. Он автор более 250 научных трудов и разработок по проблемам отечественной истории и политологии, вопросам образования и науки. Так, по заданию Правительства РФ и аппарата Президента РФ он был координатором программы «Модель демократии для России», а также одним из разработчиков и участником реализации программы «Столичное образование-2, 3, 4». Под его непосредственным руководством подготовлено 12 докторов наук и более 45 кандидатов наук. Виктор Рябов – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (2009), Российской академии естественных наук (1998), Международной академии наук, образования, промышленности и искусства (США) и др. Член Совета по присуждению премий Президента и Правительства РФ в области образования, член коллегии Московского комитета образования. Имеет государственные награды, в том числе ордена «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знак «Отличник просвещения СССР» и др. Он удостоен ордена «За пользу Москве и Отечеству», медали «Звезда Н.Вингера», Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2000 г.), золотой медали и премии им. М.В.Ломоносова. Виктор Васильевич ведет активную общественно-государственную работу, является президентом РОО «Самарское землячество».
Комментарии