Когда мне предложили стать ректором-основателем нового столичного педагогического вуза, мы с коллегами, конечно, много думали о том, каким будет наш университет, чем он должен отличаться от существующих педагогических институтов или университетов. В результате мы нашли, на мой взгляд, очень хороший вариант – создавать педагогический сразу как университет. Все педагогические вузы России были педагогическими институтами (впоследствии став университетами), а мы создавали сразу университет по классическому принципу – как многопрофильный, разноплановый научно-педагогический центр. В нем присутствовали классические специальности, педагогические направления подготовки и подготовки специалистов по многим специальностям, в которых нуждался город. Мы ведь изначально были городским вузом, работали, работаем и будем работать прежде всего для нужд Москвы.
Конечно, мы прогнозировали, чем станем и кем станем, но, на мой взгляд, даже самый хитроумный провидец вряд ли мог предположить, что наше будущее будет развиваться так стремительно. За эти двадцать лет (а это совершеннолетие) действительно университет превратился в мощный научно-образовательный центр не только Москвы, но и России. В образовательном плане наш вуз характеризуют такие позиции, как, например, подготовка кадров по двумстам с лишним программам. У нас сейчас тридцать две программы бакалавриата и восемнадцать программ магистратуры, сто двадцать четыре профиля в магистратуре (из них восемьдесят пять педагогических), семьдесят девять в бакалавриате (из них двадцать девять педагогических). Почему МГПУ научный центр? В нашем университете число сотрудников (докторов наук и кандидатов) в два с лишним раза превышает требуемый критерий эффективности вуза. Это мощный научный потенциал, не случайно в университете около тысячи человек учатся в аспирантуре и докторантуре, более десяти диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций более чем по двадцати направлениям подготовки. В МГПУ практически сразу был создан единственный среди педвузов научно-исследовательский институт столичного образования, недавно преобразованный в научный Институт системных проектов в структуре университета, – сама жизнь нас заставила провести такие преобразования. К тому же университет в финансовом отношении на научно-исследовательскую работу в настоящий момент имеет финансирование, в три раза превышающее критерий эффективности вуза. Это дает нам право сказать, что мы действительно органично сумели соединить научно-исследовательскую работу с образовательным процессом. И это не только на уровне профессорско-преподавательского состава, это процесс разветвленный, в МГПУ существует сеть научно-исследовательских проектов студентов – будущих учителей, будущих специалистов в социокультурной сфере столицы, в сфере экономики и бизнеса, так как у нас есть и Институт менеджмента. Если мы говорим об МГПУ как о классическом вузе, то нельзя не упомянуть, например, такие направления подготовки, как социология, классическая психология, классические история и философия. К тому же в МГПУ есть специальности уникальные, не присущие вузу педагогическому, но они работают на хорошем уровне, – Юридический институт, Институт менеджмента (где даже есть направление подготовки «государственное и муниципальное управление»). Благодаря Правительству Москвы и Департаменту образования у нас создана серьезная научно-лабораторная база, крупный хозяйственный комплекс. Сейчас в МГПУ сорок шесть зданий по тридцати двум юридическим адресам, школа, тринадцать колледжей в составе университета, Институт дополнительного образования – все это мы и называем научно-образовательным комплексом в современном смысле этого слова.Однажды я давал интервью и на вопрос о своем кредо ответил, что мой девиз «Думай, сомневайся и действуй!». Мое кредо можно назвать и формулой успеха, так как эти три слова полностью отражают все направления деятельности МГПУ. Думать необходимо всегда, сомневаться тоже нужно, а действовать – значит обеспечить свои мысли и сомнения движением, без которого результата и успеха никакого не будет. Главная задача МГПУ – подготовить специалистов, профессионалов, настоящих интеллигентов, потому что выпускник каждого вуза должен быть человеком воспитанным, а если мы говорим об учителе, то эта мера ответственности за подготовку увеличивается десятикратно. Учитель ведь не только несет знания, он должен быть примером образа жизни, мыслей, поведения, примером подражания для своих учеников. Да, учитель должен научить этого малыша мыслить, развиваться, самостоятельно принимать решения, постигать взрослые истины, но чтобы учить всему этому не по наитию, учитель должен иметь какие-то критерии, шкалу ценностей, созданную поколениями людей и транслируемую этим самым учителем. С самого начала мы старались создать в МГПУ такой морально-психологический климат – культ учебы и культуры, чтобы ребята могли почувствовать свою ответственность, захотеть стать примером для своих будущих учеников. Вообще нужно уметь создавать среду во всем, ибо среда формирует личность. Не случайно в составе МГПУ появились музыкально-педагогический факультет, факультет дизайна, художественно-графический факультет. Они никогда не замыкались в своем пространстве, всегда взаимодействовали с другими факультетами, проводили общие мероприятия с ребятами из других институтов. У нас каждый год появляются прекрасные экспозиции, выставки работ наших студентов практически во всех корпусах МГПУ. К тому же мы всегда старались прививать студентам культуру получения знаний – МГПУ не приглашал временщиков на почасовую оплату, все дисциплины читали и читают специалисты наших кафедр, профессионалы, преподаватели кафедр нашего университета. С самого начала университет пропагандировал, но не менторски, а разумно, мысль о том, что университет – это второй дом. Соответственно не хами, не порть имущество, будь со всеми доброжелателен. Я уверен, что сейчас нельзя найти ни одного стола в аудиториях, испорченного студентами. Культура поведения за столом, умение одеться в соответствии с ситуацией – все это та среда, в которой воспитывается личность. Я глубоко убежден, что процесс обучения – это еще и процесс воспитания. Просто декларацией избитых истин современного студента и его будущих учеников не заинтересуешь, здесь нужен комплекс воспитательно-образовательной работы.Конечно, МГПУ переживает сейчас непростые времена, университет развивается, он стал крупным, многоплановым, многопрофильным, он сложен в управлении, а это процесс сложный, мы имеем практически полный набор образовательных программ – от университетской школы до дополнительного образования. Поэтому мы сейчас работаем (и это идея нашего ректора) над дополнениями, структурными изменениями самих целей, миссии университета. Мы хотим скорректировать концепцию МГПУ, стратегию развития с учетом современных позиций; усовершенствовать технологию обучения, развить разные практики для студентов. Мы ставим во главу угла законченную (хотя законченного ничего не бывает) информатизацию учебного процесса и в определенной степени научных проблем.Желаю студентам, сотрудникам, профессорско-преподавательскому составу, нашим выпускникам всего самого доброго, добрых дел, хорошего настроения, здоровья. Я всех поздравляю с двадцатилетием МГПУ, дата большая, и хочу всех поблагодарить за то, что они сделали и делают для нашего университета.
Комментарии