search
main
0

Виктор РЯБОВ: Наша миссия – готовить специалистов высшего класса

Московский городской педагогический университет (ГОУ ВПО МГПУ) был создан в 1995 году. И почти с самого начала стал одним из ведущих и популярных вузов не только столицы, но и всей России – он входит в число лучших педагогических университетов, за подготовку классных специалистов награжден золотой медалью «Европейское качество». Все эти годы возглавляет МГПУ доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Васильевич Рябов.

– Виктор Васильевич, ваш университет появился в самое трудное время, когда по известным причинам учителя уходили из школ, поскольку зарплата не позволяла им прокормить семьи, и престиж профессии резко упал. Престижнее было торговать в палатке. И вот вы решили готовить учительскую смену…- Да, 1995 год был для школьного образования катастрофическим: только в Москве более пяти тысяч учителей сменили профессию. Массовый отток профессионалов-педагогов в коммерческие структуры привел школы Москвы в состояние коллапса. Ситуация в других городах страны была не лучше. Только в столице учительские вакансии, в особенности по таким предметам, как иностранные языки, физвоспитание, русский язык, исчислялись сотнями и тысячами. Помимо низких зарплат ситуация осложнялась тем, что большинство учителей в школах были уже пенсионного и предпенсионного возраста, они не были готовы работать по-новому. Следует сказать, что любая проблема в области образования, конечно же, никогда не остается обособленной, она оказывает пагубное влияние на моральный климат города, а в конечном счете и на его хозяйственно-экономическую стабильность.В сложившейся социально-экономической ситуации появление нового педагогического университета резко изменило обстановку в столичном образовании. За истекшие годы в московские школы принято более 20 тысяч выпускников МГПУ. Тысячи учителей, руководителей прошли у нас курсы повышения квалификации или получили второе высшее образование. По моему мнению, они являются носителями и мультипликаторами не только знания как такового, предназначенного для скорейшей передачи молодому поколению, – они представляют собой социальную и идеологическую опору демократического государства, где бы они ни работали. Неудивительно, что в некоторых странах (например, в Германии) учителя входят в группу государственных служащих со всеми связанными с этим льготами и правами. Педагоги зачастую получают второе высшее образование, привнося свои знания, опыт и этику в новые трудовые сферы.- Виктор Васильевич, скоро закончится прием в вузы. Как у вас проходит страдная пора? Как складывается ситуация с набором абитуриентов? Есть ли недобор на некоторых факультетах? – В прошлом году в наш университет было подано восемь с половиной тысяч заявлений о приеме, а в этом году – десять с половиной тысяч. Налицо рост желающих получить профессию учителя. Около трех тысяч абитуриентов сразу принесли оригиналы документов, а не копии. На бюджетное отделение мы принимаем около двух тысяч человек, и свыше тысячи – на платное. – Выходит, что на платной основе вы принимаете значительно меньше, чем другие вузы?- На педагогические специальности у нас минимальное количество платных мест, на классические больше. И конкурсы на разных факультетах разные. Скажем, на специальность «лингвист с английским языком» на одно место претендуют 18 человек, с японским языком – 13, с китайским – 10, с немецким – 11, на юридические специальности – 15 человек на место, «финансовый менеджмент» – 21. Вырос конкурс на социологию – в прошлом году было 6,7, в этом – 11 человек на место. Менее популярны естественные науки, химия, биология – такая же проблема в других вузах, в том числе в МГУ имени Ломоносова. Впрочем, на биологию все-таки выбор есть – 1,7 человека на место, а на химическую специальность будет объявлен дополнительный прием. А в целом ситуация с набором на первый курс нормальная. Вызывает удовлетворение, что на платное обучение подали заявления уже более 1200 абитуриентов.В этом году число принятых на первый курс будет не меньше, чем в прошлом году.- Во многие педагогические вузы молодые люди часто приходят только за высшим образованием и изначально настраиваются совсем на другую работу. А ваши выпускники охотно идут в школу?- Мы не ведем агрессивной кампании по вовлечению молодежи в наш университет, мы взаимодействуем со школами, вовлекаем ребят, тех из них, кто действительно имеет педагогическую жилку. В Москве более 300 школ, с которыми мы заключили договоры. Есть также 14 педколледжей, с которыми мы сотрудничаем. Наши студенты проходят практику на пятом курсе, которая длится восемь месяцев, почти целый учебный год. И за это время работа с детьми для них становится поистине привлекательной. Почти 70 процентов становятся учителями. Многие остаются именно в тех школах, где проходили стажировку. В «своей» школе им легче адаптироваться в коллективе учителей. Почему наши выпускники в большинстве своем стремятся в школу? Думаю что, во-первых, они получают прекрасное образование, которое помогает им преподавать творчески и на современном уровне. Во-вторых, они получают неплохую зарплату. В Москве она в среднем 30-35 тысяч рублей. Для тех молодых специалистов, кто окончил вуз на «отлично», существует надбавка – 50%. А на «хорошо» – 40%. И кстати, попадая в школу на практику, они понимают, что не напрасно пришли именно в этот вуз. Многие говорят: «Школа и дети притягивают нас как магнитом – пришел ненадолго, а остался навсегда». Педколлективы довольны нашими выпускниками. Известный директор московской школы Ефим Рачевский как-то сказал: «Рябовцев я беру с особым удовольствием». Мы дружим со многими знаменитыми школами. Недавно задумали в рамках университета образовать сетевые школы. Скажем, школа Ямбурга, школа Рачевского, гимназия Бубмана и др.Наш университет обеспечивает прежде всего высокое качество профессиональной подготовки учителей и воспитателей, поскольку в этом заключалась изначально его миссия для развития столицы. Каждый год выпускники нашего вуза занимают призовые места в городском конкурсе «Учитель года Москвы». В этом 6 наших бывших студентов стали призерами конкурса, а победителем – Антон Молев, выпускник исторического факультета, кандидат философских наук, учитель истории и обществознания гимназии №1505. Лауреат «Учителя года-2003» Михаил Аникеев преподает историю в школе №1296, а лауреат этого конкурса 2006 года Павел Северинец – в школе №1029. Три выпускницы института педагогики и психологии образования заведуют детскими садами в Северо-Восточном и Северо-Западном округах столицы.- Сегодня в вузах начала действовать так называемая Болонская система. Как приживается она в вашем университете?- Хочу сказать, что МГПУ стал одним из сторонников внедрения принципов Болонской системы в педвузах Москвы и России, когда еще мало кто верил в их жизнеспособность в условиях российского высшего профессионального образования. Университет как центр влияния на общественную жизнь – это одно из важных следствий Болонской реформы, и здесь мы полностью соответствуем классической миссии болонского вуза. Нам предстоит расширение сферы контактов с более активным включением в нее бизнес-структур, ориентированием подготовки бакалавров на решение серьезных прикладных задач в рамках выполнения ими итоговых работ. Это станет лучшим стимулом для представителей экономической сферы к пересмотру своего скептического отношения к новой системе высшего профессионального образования в России. Не случайно МГПУ три года назад стал членом Международной ассоциации университетов ЮНЕСКО.- Учебные вузы все более становятся научными центрами. Вы ведь тоже дружите с наукой. У вас больше, чем во многих других университетах, докторов наук, кандидатов наук, известных ученых.- Мы ставим перед собой задачу на перспективу – превратить МГПУ в многопрофильный научно-образовательный центр, развивающийся на основе инновационной инфраструктуры, эффективно выполняющий государственные задания своего учредителя, удовлетворяющий самые разнообразные научные, образовательные и экспертные потребности органов власти и управления, населения города, других регионов РФ.В той формулировке присутствует слово «научный», и это не случайно. В нашем университете ведется подготовка аспирантов и докторантов по 13 отраслям науки, по 36 научным специальностям. Большинство аспирантов и соискателей являются преподавателями школ, вузов, колледжей, работниками дошкольных образовательных учреждений. Более 90% из них совмещают обучение с работой в общеобразовательных учреждениях. Для защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук в университете открыты 12 диссертационных советов, в том числе один в сотрудничестве с Российской академией образования. Тринадцать лет назад был создан Научно-исследовательский институт столичного образования (НИИСО). Особое место здесь занимают вопросы прогнозирования потребностей системы образования в педагогических, управленческих, экономических кадрах, разработка нормативно-правовой базы образовательных учреждений, мониторинговые исследования образовательного процесса. Ряд лабораторий изучает психологические и психофизиологические особенности различных категорий учащихся: одаренных детей, детей с проблемами и трудностями в обучении, детей-сирот. В научном комплексе университета важное место занимает Университетский научно-образовательный округ, в который сегодня входят дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, гимназии, центры образования, лицеи, педагогические колледжи, детская художественная школа и технолого-педагогический колледж. У нас есть специальная программа развития студенческой науки посредством привлечения студентов и аспирантов к разработкам научно-исследовательских лабораторий. Не случайно в числе лауреатов гранта Москвы студенты и аспиранты МГПУ, полноправные члены творческих коллективов. Студентам регулярно вручают золотую медаль и дипломы ВВЦ за участие в выставке «Научно-техническое творчество молодежи». Город взял курс на работу с молодежью, и это совершенно верный шаг. Однако использование только идеологических приемов кажется уже давно устаревшей технологией, притом что совершенные европейские и мировые столицы делают ставку не на идеологию, а на информационные технологии и спорт. И здесь мы можем оказать существенную помощь.В его структуре с 2001 года действует Городской информационный ресурсный центр (ГИРЦ), цель которого – обеспечение профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий и формирование современной информационной культуры педагога. С 2008 года ГИРЦ занимается разработкой и внедрением услуг Виртуального центра инновационных технологий, через который предоставляется онлайн-доступ обучающимся, преподавателям и сотрудникам к учебным и учебно-методическим электронным ресурсам университета. Кроме того, мы готовим бакалавров и магистров по нескольким направлениям, связанным с информационными технологиями, в том числе в образовании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте