Московскому педагогическому государственному университету исполнилось 140 лет. Дата эта хотя и не юбилейная, но весьма значительная: наш университет один из старейших вузов страны.
Масштабно мы не праздновали день рождения университета уже 15 лет, после его 125-летия. Сейчас мы готовимся к очень важной не только для нашего университета юбилейной дате: совсем скоро, в 2013 году, жемчужине московской архитектуры – главному корпусу МПГУ – исполнится 100 лет. Наш университет всегда гостеприимно распахивает свои двери для гостей. В этом историческом здании побывали лидеры советского государства Ленин и Троцкий, Бухарин и Калинин; президенты России Путин и Медведев; руководители Москвы князь Голицын и Лужков; руководители образования Луначарский, Крупская, Кинелев, Филиппов, Фурсенко; гордость мировой науки, лауреаты Нобелевской премии Сахаров и Алферов, писатели и поэты Маяковский, Есенин, Горький, Шолохов, Распутин, Айтматов и многие другие известные всей стране люди. Искреннее внимание к университету, эффективную поддержку нашего коллектива мы расцениваем как дань уважения не только к крупнейшему педагогическому университету, но и ко всему российскому учительству, понимание весомой роли педагогов в судьбе Отечества. В дни празднования знаменательных дат мы закономерно обращаемся памятью в прошлое, чтобы «сверить часы», извлечь важные уроки, поддержать и укрепить себя в вихре стремительных перемен. Мы прекрасно понимаем, что отсутствие рефлексии по поводу прошлого всегда грозит серьезными рисками для будущего. Великим учителем в понимании преемственности поколений для нас стал Александр Сергеевич Пушкин, который видел в почитании истории основу «самостоянья» человека, «залог величия его». В исторической перспективе многие факты обретают особый поучительный смысл. Таков прежде всего сам факт открытия МВЖК – нового и даже революционного для своего времени учебного заведения. Со стороны инициаторов это был довольно смелый шаг. Свое высочайшее соизволение на открытие учебного заведения для подготовки будущих учительниц дал государь император Александр II, а министр народного просвещения граф Толстой наложил на прошении об открытии курсов следующую резолюцию: «Разрешить в порядке эксперимента сроком на 4 года». Время показало, что открытие МВЖК стало крупным событием в культурной жизни страны. Основанный на волне демократических реформ 60-х годов ХIХ века, наш вуз стал первым высшим учебным заведением России, где женщины смогли получить систематическое университетское образование. Чувство нового, проведение опережающего эксперимента, взвешенность подхода, постепенность преобразований – это ли не хороший исторический урок для всех нас, свидетелей и участников масштабного реформирования образования? Важнейший исторический урок связан с формулированием основ высшего педагогического образования. У истоков МВЖК стояли профессора Московского императорского университета во главе с замечательным историком и энергичным общественным деятелем Владимиром Ивановичем Герье. Их поддержал ректор университета Сергей Михайлович Соловьев, который к тому же возглавил педагогический совет курсов. Это принципиально важно, потому что с самого начала было задумано организовать обучение педагогов на университетских принципах, о чем свидетельствуют учебные планы и программы по математике, физике, истории, филологии, философии и другим дисциплинам. На протяжении 1918-1930 годов наш вуз назывался 2-м Московским государственным университетом, тем самым новая власть де-юре оформила то, что давно существовало де-факто. Возникший на базе второго МГУ Московский государственный педагогический институт, известный всей стране как МГПИ имени В.И.Ленина, сохранил и укрепил академические традиции педагогического образования. В 1990 году МГПИ был возвращен статус университета. Мы стали первым в бывшем СССР и новой России педагогическим университетом, что стало логическим и закономерным фактом нашего развития. Университетский уровень обучения на всех этапах истории университета обеспечивал блестящий профессорско-преподавательский состав. «Какие люди нас учили, питали пламенем своим!» – с восхищением вспоминали выпускники университета о своих педагогах. И действительно, это были выдающиеся личности, настоящие ученые, составившие славу и гордость не только отечественной, но и мировой науки. Первые поколения курсисток имели уникальную возможность учиться у столпа русской историографии академика Сергея Михайловича Соловьева и автора уникального по своей глубине и художественной выразительности «Курса русской истории» Василия Осиповича Ключевского. Лекции по философии читал выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев. Гениальный естествоиспытатель, автор учения о ноосфере Владимир Иванович Вернадский и один из основателей отечественного ракетостроения Сергей Алексеевич Чаплыгин были ректорами нашего вуза. В разные годы своими научными достижениями со студентами делились Иван Михайлович Сеченов, Климент Аркадьевич Тимирязев, Отто Юльевич Шмидт. У нас работали создатель противогаза Николай Дмитриевич Зелинский, благодаря изобретению которого в годы Первой и Второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней, один из разработчиков ракетно-ядерного щита лауреат Нобелевской премии Игорь Евгеньевич Тамм, основатель Музея изящных искусств, отец поэтессы Марины Цветаевой Иван Васильевич Цветаев. Фундаментальные основы педагогической науки закладывали Павел Петрович Блонский, Константин Николаевич Корнилов, Станислав Теофилович Шацкий. На физическом факультете МГПИ долгие годы работал автор известного всем физикам задачника Дмитрий Иванович Сахаров – отец Андрея Дмитриевича Сахарова. На филологическом факультете до последних дней жизни вел занятия со студентами и аспирантами наш выдающийся современник, филолог и философ Алексей Федорович Лосев.Все они оставили нам в наследство свои научные труды, заложили основы всемирно известных научных школ и определили высочайшую академическую планку подготовки в университете. Именно благодаря их деятельности высшее педагогическое образование стали осознавать как образование фундаментальное в своих основах. Отличительная черта университетского образования – построение учебного процесса на основе и в неразрывном единстве с научными исследованиями, включение студентов в процесс познания истины. Педагогическое образование добавило к этому существенную особенность: основательность психолого-педагогической и методической составляющих, постоянную связь с живой практикой школы как ведущий принцип обучения; создание особой воспитывающей среды, где царит культ ребенка и учителя. Только такое образование может отвечать потребностям современного общества, идущего по инновационному пути развития. Обращаясь к острым дискуссиям наших дней, можно еще раз убедиться в актуальности хорошо усвоенного нами исторического урока. Говоря о традициях, я хотел бы особо подчеркнуть, что верность им ни в коей мере не означает закрытости от перемен. Более того, именно здоровые и глубокие исторические корни позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее, инициировать позитивные перемены, делая это взвешенно, без излишней поспешности. Экспериментальная деятельность, работа на опережение в крови у нашего коллектива. В МГПИ зарождалось движение педагогических отрядов; в середине восьмидесятых годов у нас был проведен первый в стране эксперимент по организации годичной педагогической практики на выпускном курсе; в начале девяностых открыты первые магистерские программы; в двухтысячные годы проведены первые опыты по организации раннего обучения детей, работе с одаренными детьми и детьми, имеющими проблемы в обучении; уникальная работа по коррекции слуха у детей с проблемами здоровья. Эти и многие другие наши открытия работают в интересах всей страны. Бесценное наследие, которое передали нам выдающиеся предшественники, – это их духовные традиции, высокое понимание долга интеллигенции как служения образованию, науке, процветанию Отечества. В опоре на прочный фундамент научных, культурных, нравственных ценностей, накопленных многими поколениями наших предшественников, мы черпаем силы и уверенность в правильности избранного пути.Значителен путь, проделанный университетом за 140 лет, – от женских курсов, на которых обучались 59 будущих учительниц, до одного из ведущих центров науки, образования и культуры страны. Сегодня на 18 учебных факультетах и 3 факультетах повышения квалификации и переподготовки мы обучаем свыше 18 тысяч студентов более чем по тремстам образовательным программам высшего, послевузовского и дополнительного образования. Оставаясь педагогическим по основному направлению своей деятельности, МПГУ развивается как многопрофильный университет. У нас идет подготовка кадров по 10 укрупненным группам направлений и специальностей, в числе которых образование и педагогика; физико-математические, естественные, гуманитарные, социальные науки; экономика и управление; информатика и вычислительная техника, автоматика и управление; культура и искусство; сфера обслуживания. Мы плодотворно работаем в области науки, создав в университете эффективную структуру организации научных исследований. Научную деятельность осуществляют 108 кафедр, два научно-исследовательских института, семнадцать учебно-научных центров, которые проводят совместные исследования с институтами РАН и РАО. Ежегодно ученые университета выполняют свыше 130 научных проектов в рамках различных федеральных и отраслевых программ, конкурсов, грантов. Еще в середине шестидесятых годов прошлого столетия наш вуз – единственный среди педагогических – был включен в число элитных высших учебных заведений, которые выполняли государственное задание по проведению научных исследований на особо важных для страны направлениях. Эту работу мы активно продолжаем и сегодня. Яркие примеры последних лет – работы в области нанотехнологий, участие в международной космической программе, создание противоопухолевых лекарств, работа по психологической поддержке и реабилитации лиц, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях. Имена профессоров Разумовской, Шаровой, Гольцмана, Нифантьева, Баврина, Блоха, Селиверстова, Мухиной, Щагина, Джуринского, Шадрикова, Никандрова широко известны и признаны в научном мире. Многие поколения школьников России знакомились и продолжают знакомиться с нашими ведущими учеными по учебникам, которые написаны ими. Профессора Перышкин и Крючков, наши уважаемые коллеги профессора Максаковский, Коровин, Ладыженская, Студеникин, Латышина – авторы самых известных школьных учебников. Большая часть учебников для подготовки педагогов также написана нашими учеными, на постоянной основе с университете работают 1700 сотрудников, в числе которых 260 докторов наук, 28 действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук и Российской академии образования, 27 лауреатов премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования, заслуженные деятели науки РФ, заслуженные работники высшей школы РФ, заслуженные работники культуры РФ, заслуженные деятели науки и техники РФ, заслуженные и народные артисты РФ.Закономерным результатом активной научной и экспериментальной деятельности университета стала победа МПГУ в 2007 году в конкурсе вузов, реализующих инновационные образовательные программы. За два года мы выполнили значительную по масштабам и новизне работу, нацеленную на обеспечение качественных изменений во всех составляющих подготовки педагогов – содержании образования, образовательных технологиях, воспитательной работе, информационной среде. Сознавая высокую ответственность лидера за судьбу педагогического образования страны, мы активно сотрудничаем с коллегами в педагогических вузах, объединяем усилия всех, кто занят подготовкой педагогических кадров (а таких вузов сейчас уже около 200, причем собственно педагогических среди них в настоящее время меньшинство).В решении многих чрезвычайно актуальных в период перемен задач большая роль принадлежит государственно-общественным организациям, созданным на базе нашего университета. Замечу, что первое научно-методическое объединение педагогических вузов Москвы и Московской области было создано по инициативе нашего вуза еще в 30-е годы прошлого века. Сегодня большим авторитетом в профессиональном сообществе пользуются совет по педагогическому образованию, координационный совет учебно-методических объединений в области педагогического образования, УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров, Ассоциация содействия развитию педагогических университетов и институтов. Ученые нашего университета совместно с коллегами из крупнейших педагогических вузов разработали две программы развития нашей отрасли на 2000-2010 годы, которые были утверждены коллегией Министерства образования и науки РФ и частично реализованы. В университете были созданы государственные образовательные стандарты первого и второго поколений по всем педагогическим специальностям, а затем и новые федеральные государственные образовательные стандарты бакалавриата и магистратуры в области педагогического образования. Благодаря нашему университету впервые в России было выделено направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», которое закрепило достижения нашей страны в сфере дефектологии и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. По инициативе университета при поддержке Министерства образования и науки РФ было подготовлено и принято постановление Правительства РФ, разрешившее пятилетнюю подготовку бакалавров одновременно по двум профилям. Это позволяет обеспечить решение важнейшей государственной задачи – готовить учителей двух и более предметов для российской школы, в том числе малокомплектной, и социально защитить наших выпускников на рынке труда. Именно выпускники создают славу университета, его, как сейчас принято говорить, бренд. Почти четверть миллиона высококвалифицированных специалистов, в том числе кандидатов и докторов наук, – таков весомый вклад университета в формирование самого главного достояния страны, ее кадрового потенциала. Мы гордимся своими выпускниками, в числе которых замечательные педагоги и ученые, известные всей стране политики и деятели искусства, журналисты и спортсмены, специалисты во многих других сферах деятельности. Назову только немногие имена: политики Владимир Лукин и Андрей Исаев, знаменитый педагог, академик РАО Евгений Ямбург, ректор Московского городского педагогического университета Александр Кутузов. Значителен вклад нашего университета в культуру России. У нас учились замечательные поэты и писатели Юрий Визбор, Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Николай Глазков, режиссер Петр Фоменко. А многие ли вузы страны имеют в числе своих выпускников победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства «Учитель года»? Наши выпускники систематически становятся лучшими из лучших и даже создали Клуб учителей года России и Москвы. Члены этого «звездного» клуба – директор Центра образования №293 Александр Глозман, директор школы №110 имени Мигеля Эрнандеса Татьяна Архипова, директор лицея при МВТУ имени Н.Э.Баумана №1581 Анна Мехед, президент некоммерческого партнерства «Столичный учитель» Андрей Лукутин, учитель русского языка и литературы школы №1741 Юлия Марчук, учитель технологии и информатики, педагог дополнительного образования Центра образования № 293 Глеб Мочалов, учитель истории Владимир Кружалов.Образовательная сфера столичного региона, и прежде всего Москвы, – предмет нашего особого внимания. Показательно, что в столице, где два десятилетия активно работают наши коллеги – московские городские вузы, по-прежнему большинство учителей и руководителей образования составляют наши выпускники. Мы тесно сотрудничаем с Департаментом образования Москвы, постоянно работаем почти в 500 школах города, проводим научно-образовательную деятельность на ста экспериментальных площадках в образовательных учреждениях московского и других регионов страны, повышаем квалификацию работников и руководителей образования. Тем самым мы существенно влияем на обеспечение элитного качества столичного образования, на практическое решение самых острых проблем социальной сферы.О мощном потенциале университета и плодотворности наших традиций говорит и тот факт, что мы дали жизнь таким высшим учебным заведениям столицы, как Московский государственный лингвистический университет, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова, да и в московских городских педагогических вузах значительная часть профессорско-преподавательского состава – наши выпускники и сотрудники. Мы дорожим своей генетической связью с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И.Пирогова и Московским государственным университетом тонкой химической технологии имени М.В.Ломоносова. Нас объединяет главное – общие корни, забота об образовании и воспитании молодежи. Опыт подготовки педагогических кадров, накопленный нашим университетом, вызывает все больший интерес у наших коллег за рубежом. Договоры о сотрудничестве подписаны нами с 50 (пятьюдесятью!) университетами стран Европы, Азии, Латинской Америки, США. Свыше 600 (шестисот) иностранных студентов и аспирантов принимаем мы ежегодно для обучения по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Все больше зарубежных специалистов приезжают в университет не только для разовых лекций и мастер-классов, но и на длительный период работы со студентами МПГУ. Увеличивается количество выполняемых в университете международных научных проектов и программ, одним из крупнейших за последние годы стал проект в рамках федеральной целевой программы «Русский язык», связанный с распространением за рубежом русского языка. Весомый вклад университета в развитие науки, культуры и образования страны был неоднократно отмечен руководством государства. В советский период мы были удостоены высших государственных наград: ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, в новейший период российской истории МПГУ был отмечен благодарностями двух президентов РФ – Бориса Николаевича Ельцина и Владимира Владимировича Путина. Фактом признания ведущей роли МПГУ и особой значимости профессии педагога стали визиты в наш университет Владимира Владимировича Путина и Дмитрия Анатольевича Медведева. Итоговым и поистине историческим событием стало включение МПГУ в 2009 году в государственный Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Это высокая государственная оценка не только наших уникальных зданий, коллекций и собраний, но и выдающихся заслуг коллектива, самоотверженным трудом которого создана слава МПГУ как эталона высшего учебного заведения (это характеристика, данная президентом). Дважды в своей истории наш университет с надеждой встречал новый век – ХХ и ХХI. Прямо скажем, не всем надеждам суждено было исполниться. Вместе со всей страной мы проходили нелегкими историческими дорогами, но на этом пути были не только революции, войны, многочисленные, нередко противоречивые реформы, были и славные годы созидания, подвижничества, ярких побед, высоких достижений нашего образования. Как бы ни было трудно, наш университет никогда, даже в самые трагические дни Великой Отечественной войны, не прекращал делать то, ради чего он был образован, – учить молодых. Еще древние мудрецы говорили: тот, кто думает о сегодняшнем дне, заботится о хлебе насущном, а тот, кто думает о дне завтрашнем, вглядывается в лица молодых. У нашего педагогического коллектива уникальная судьба! Мы учим и воспитываем своим примером тех, кто примет нашу эстафету. В свое время выдающийся ученый Владимир Иванович Вернадский писал: «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить… мировое значение нашей Родины». Сегодня эти слова человека, стоявшего у истоков нашего университета, современны как никогда. Инновационной экономике, открытому демократическому обществу нужна эффективная наука, прорывные технологии, а главное, нашей стране нужны настоящие граждане, люди высококультурные и инициативные, готовые взять на себя ответственность за судьбу страны, внести вклад в ее развитие и процветание. Именно они, молодые, дают самую объективную и неформальную оценку МПГУ, каждый год голосуя за наш университет высокими конкурсами при поступлении. И пока это так, у нас есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее! Спасибо нашим замечательным ветеранам, многие из которых до сих пор продолжают работать в университете, нашим выдающимся ученым, энтузиастам своего дела – профессорам и преподавателям, нашему высококвалифицированному управленческому аппарату, сотрудникам, на плечах которых лежит большая и ответственная ежедневная работа по обеспечению устойчивой деятельности университета, нашим студентам и аспирантам, изумительно красивым девушкам и мужественным юношам, которые, думаю, не меньше нас любят альма-матер. Огромное спасибо и искренние поздравления всем, кто принадлежит к академической корпорации МПГУ, чьи творческие искания, педагогическое мастерство, верность избранной профессии создали славу первого педагогического университета России! Наши слова благодарности коллегам по профессиональному сообществу, с кем вместе мы многое делаем для обеспечения современного уровня высшего образования России, сохранения его уникальности и прорыву в международное образовательное пространство. Мы благодарны руководству Министерства образования и науки РФ за эффективный диалог и поддержку нашего университета. Спасибо нашим основным партнерам и заказчикам кадров – департаментам социальной сферы Москвы и московского региона – за плодотворную совместную деятельность по развитию образования.
Комментарии