Совет по педагогическому образованию и Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования внимательно изучают все новшества, которые предлагают авторы реформ в сфере образования. Нас, естественно, более всего интересуют перспективы развития высшей педагогической школы.
Мы не возражаем против Болонского процесса, но понимаем, что он будет развиваться по совершенно другому сценарию, чем в европейских странах. Придется преломлять все исходя из российских условий и традиций. Думаю, что бакалавры будут приезжать в магистратуру в вузы, поскольку только в нашей ассоциации сложилась столь уникальная система педобразования. И все же имеет смысл не урезать нынешние сроки подготовки педагогов, поскольку даже те вузы, которые готовят нынче бакалавров, тут же принимают их в магистратуру или на специалитет. К тому же пока еще не определены варианты использования бакалавра в образовательных учреждениях. Статус бакалавра по педагогике еще не привился, 90% работающих в школе – специалисты. Две трети учителей-специалистов, отучившихся в течение пяти лет, преподают два и более предметов.
У нас есть педвузы, где уже с 1992 года ведется подготовка бакалавров. Мы не отвергаем возможностей двухуровневой подготовки, но пока есть проблемы, которые нам без работодателей не решить. Они должны сказать, зачем им нужны бакалавры и магистры, в каком случае им не обойтись без специалистов. Кроме того, нам стоит подумать о разных формах вариативной подготовки педагогов. Между бакалавриатом и магистратурой возможны, вероятно, какие-то варианты подготовки учителя на разном уровне. Сразу вносить кардинальные изменения мы не сможем, потому что им должна предшествовать разработка новых программ, учебных планов, учебников. Словом, то, что за один год не сделаешь. Во всяком случае, Совет по педагогическому образованию в ближайшее время еще раз оценит модель подготовки педагогов, хотя нельзя не признать, что эта модель отработана, опробована и постоянно дополняется в соответствии с новыми технологиями обучения.
К настоящему времени программа развития педобразования, рассчитанная на десять лет, наполовину (в соответствии с намеченными сроками) выполнена. Это показало обсуждение итогов работы, которое прошло в МПГУ, с заместителем министра образования и науки Андреем Свинаренко и директором Департамента государственной политики в образовании Исааком Калиной. Теперь вопрос в том, как дальше программа будет реализовываться, какие изменения мы можем или должны внести, как она будет экономически поддержана.
Педагогическое образование сегодня, пожалуй, единственная сфера, где оценку подготовки дает работодатель – школа, орган управления образованием и так далее. В этом мы поддерживаем намерение министерства сделать эту работу задачей профессионального сообщества. Однако сегодня идет обсуждение того, какой должна быть итоговая аттестация педагогических кадров на выходе из вуза. Предлагается сдача госэкзамена и защита дипломной выпускной работы, тему которой может выбрать сам выпускник. В связи с тем, что в этом году впервые педагогические вузы используют эти два вида итоговой аттестации, дискутируется (причем уже несколько лет) то, каким должен быть госэкзамен, какого рода дипломная работа даст представление об уровне подготовки педагога, кто должен быть представлен в государственной экзаменационной или государственной аттестационной комиссиях. В ходе обсуждения в рамках УМО был сделан вывод, что нужно исходить как раз из тех требований, которые школа предъявляет к выпускнику педагогического вуза. При этом варианты комплексной оценки готовности педагога к работе, на наш взгляд, могут быть самыми разными. Главное, чтобы мы смогли составить представление о том, насколько он подготовлен теоретически и практически.
Комментарии