На повестке недавнего совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития вновь оказался вопрос реализации майских указов. Одна из задач, упомянутых в них, – внедрение независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. Выступая на заседании, Президент России Владимир Путин подчеркнул: независимая оценка нужна не для «галочки», это шанс создать действенный инструмент влияния на процесс изменений в работе многих жизненно важных учреждений – от больниц до школ. Образовательные эксперты это знают давно и уже много лет трудятся над созданием этой системы, пытаясь придать ей по-настоящему независимый характер. Тем осторожнее воспринимают они рассуждения чиновников о том, что независимая оценка качества, или коротко НОК, дополняет существующие формы государственного надзора и контроля в сфере качества… Что же такое на самом деле НОК? Можно ли поставить ее в один ряд с административными оценочными инструментами? Когда она дополняет, а когда является самодостаточной экспертной единицей – об этом мы сегодня поговорим с Виктором БОЛОТОВЫМ, научным руководителем Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президентом Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессором, академиком Российской академии образования.
– Виктор Александрович, независимая оценка качества – для российской действительности это насущная необходимость или скорее дань неким общемировым трендам?
– Можно ли в таком случае говорить о каком-то качестве оценки?
– Виктор Александрович, есть ли у нас регионы, которым не нужна в этой области ничья помощь и тем более вмешательство, которые уже выстроили свою систему независимой оценки и готовы ее экспортировать?
– Кто же все-таки должен давать рекомендации по итогам независимой оценки? И второй вопрос – как и кому, чтобы не было реакции в духе: «Какой у вас низкий результат… Это плохо! Мы вас накажем!»?
– В ходе заседания Госсовета было отмечено, что независимая оценка дополняет те формы государственного контроля за качеством образования, которые уже существуют, и позволяет гражданам усилить свое воздействие на динамику изменений этого качества… Может ли независимая оценка рассматриваться в таком контексте как некий инструмент давления на образовательные организации?
– ОНФ недавно представил очередные результаты своей независимой оценки. В фокус внимания попала зарплата учителей. В ряде случаев данные отличались от цифр Росстата в разы… Какой сигнал подают обществу такие несостыковки независимой и государственной оценок?
– Значит, независимая оценка качества образования все-таки может дополнять инструменты государственной оценки, но не для усиления надзора, а чтобы давать многомерную картину того, что происходит в российском образовании?
Комментарии