search
main
0

Виктор БОЧЕНКОВ. редактор отдела культуры и науки

В автобиографии русского писателя Павла Ивановича Мельникова-Печерского, к сожалению, мало изучаемого сейчас (что вовсе не значит «второстепенного»), есть воспоминания о дедушке. «Он меня очень любил… и обоим любимым внукам, лаская их полумертвою рукой, говаривал: «Учитесь, учитесь, да читайте больше. Читайте записки Сюлли и «Деяния Петра Великого» (Голикова)… Петра Великого чтите, он наш полубог!..» Разумеется, мы не понимали его слов, но имена Сюлли и Петра Великого врезались в мою память, и уже после мать растолковала мне предсмертный завет дедушки. Это с ранних лет заставило меня полюбить историю…»

Теперь нужно коротко пояснить: Максимильен Сюлли – политический деятель Франции XVI-XVII веков, министр (точнее, как говорили в его время, сюринтендант) финансов, автор мемуаров. Иван Иванович Голиков – отечественный историк XVIII века, «Деяния Петра Великого» – его капитальный многотомный труд, конечно, для детского чтения не предназначенный. Однако…

Уже давно идет спор, как воспитать интерес к чтению, привить ребенку подлинные духовные ценности. В нескольких строках писатель вольно или невольно обозначил два момента, на которых хотелось бы остановиться. Первый – влияние и роль семьи в определении круга детского чтения. Второй – содержательная сторона произведений, в этом случае пусть речь идет не о детских книгах, но ребенок получил бы из них представление о:

а) своих национальных героях;

б) об истории отечества и тех событиях, которыми гордились предыдущие поколения и которые должен знать и он; в) о национальных героях и истории других стран.

Это представление о национальных героях отечества, его подлинных гениях, знание собственной истории и любовь к ней – одна из составляющих культурного ядра нации. «Патриотизм может жить и будет жить в той душе, для которой есть на земле нечто священное, – писал философ Иван Ильин. – Такой человек реально знает, что любимое им есть прекрасное перед лицом Божиим; что оно живет в душе его народа и творится в ней; и огонь Любови загорается в таком человеке от одного простого, но подлинного касания к этому прекрасному. Найти родину – значит реально испытать это касание и унести в душе загоревшийся огонь этого чувства».

Есть у Мельникова-Печерского повесть «Заузольцы», поскольку она незакончена, ее не включают в сборники. В ней – один эпизод: матушка Измарагда пересказывает приехавшим в скит девушкам Груше и Липе столь любимые поволжские легенды. Писатель не смог удержаться от публицистического замечания: «А что, извольте вас спросить, нравственнее для девицы – весельчак Поль-де-Кок и Жорж Занд или простой, безыскусственный, но полный кипучей народной фантазии рассказ о сокровенном граде Китеже, о горах Кирилловых, и прочая, и прочая?»

Здесь речь идет вовсе не о знакомстве с родным фольклором, о его изучении (такое понимание было бы слишком узким и поверхностным), а о сохранении и передаче традиций, о живом и зримом соприкосновении с прошлым, которое «прекрасно перед лицом Божиим», о выработке личного и прочувствованного отношения к нему, к своим корням и истокам. Эту связь обеспечивает в том числе и литература.

Наш очередной номер литературный. Творческий. И мы надеемся, что в нем отражено многое, что так или иначе отражает темы и вопросы воспитания, так или иначе их затрагивает. Не в том ли смысл творчества – способствовать духовному становлению человека?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте