– Я такая умная. Я красивая. У меня совершенно нет денег. Я такая бедная! Это же несправедливо! – представьте эту фразу в устах Ренаты Литвиновой, и вот вам – завязка действия, она же мотив преступления. Новый фильм Киры Муратовой «Настройщик», в котором Литвинова играет вдохновительницу аферы, а Георгий Делиев – влюбленного в нее интеллигентного мошенника, прежде всего не скучен и не затянут, чем обычно грешат ленты режиссеров авторского кино, в том числе самой Киры Георгиевны. Видимо, потому и попал наконец-то в широкий российский прокат, чего с детищами Муратовой не случалось последние 30 лет. Названный прокатчиками «мошеннической комедией», «Настройщик» – по оценке самого режиссера – наиболее демократичный из всех ее фильмов.
– Остренький сюжет, саспенс (напряжение, испытываемое зрителем. – Прим. авт.) постоянный, но щадящий – там не льется кровь, не стреляют в упор, – не без иронии сформулировала Муратова причину успеха своей картины (лента уже получила главный приз на кинофестивале в Висбадене, а сама Кира Георгиевна – «Нику» как лучший режиссер). – Можно сказать, что я потерпела фиаско – стала использовать сюжет.
Впрочем, криминальная история, которую остроумно интерпретирует Муратова, – особая статья. Сценарист «Настройщика» Сергей Четвертков осовременил интеллектуальную аферу, описанную петербургским сыщиком Аркадием Кошко в начале ХХ века. Поэтому вышло не пошлое киношное «разводилово» наших дней, а не лишенная изящества интрига: две богатые пожилые дамы с аристократическими замашками – их замечательно играют Алла Демидова и Нина Русланова – добровольно отдают деньги паре мошенников, разработавших гениально достоверный план преступления. А поскольку дамы хоть и наивны, и эксцентричны, но вовсе не глупы и даже подозрительны (в одной из сцен Демидова потрясающе смешно рассказывает, кто из ее гостей мог съесть из холодильника французский сыр), героям Делиева – Литвиновой приходится изощряться и примерять множество масок.
Главное, на чем строят безошибочный расчет аферисты, – хорошее воспитание и жалость. В данном случае современных аристократок к бедному настройщику роялей Андрюше, который премило исполняет при дамах роль интеллигентного приживальщика, этакого обаятельного «душки», который и терпеливо выслушает старческий бред, и хозяйскую собачку потреплет, совсем как современный Молчалин. Однако Андрею – мошеннику поневоле (его толкает на преступление красавица подруга) вполне сочувствуешь, и в этом немалая заслуга Георгия Делиева. Муратова снимает Делиева, известного в основном по «Маскам-шоу», с редким упорством – уже в третьей своей картине. Его лицо без грима – лицо усталого мима с полустертыми чертами – идеально подходит его персонажу, которого в финале не могут достоверно описать обманутые им жертвы. Кроме того, по словам режиссера, в Делиеве есть та естественная «животность», которая ей нужна, – на пару со своеобразной органичностью Ренаты Литвиновой. Последняя не выходит из своего амплуа нелепой красавицы, которая сногсшибательно эффектна в сцене прихода к «теткам» с железной косой в руках, при виде которой одна из дам чуть не лишается чувств. В итоге актрису оценили и на питерском кинофестивале «Виват, кино России!», и на V Международном фестивале Центрально- и Восточноевропейских фильмов в Висбадене. Алла Демидова и Нина Русланова в муратовской ленте не менее колоритны, за что справедливо получили «Нику» за лучшую женскую и второстепенную роли соответственно. В их устах даже фирменное муратовское повторение одних и тех же фраз выглядит достоверно. Все так самобытны и так убедительны в собственной правде, что сочувствуешь всем – правым и виноватым.
Но чем ближе к финалу, тем яснее понимаешь, что «Настройщик» – не про мошенничество, да и не совсем комедия. Муратова сняла талантливую историю про нас, про особенности национального характера. В конце фильма, когда раскрывается обман, героиня Демидовой произносит пронзительный монолог, в котором винит в произошедшем только себя, невольно подвергшую «бедного мальчика» соблазну украсть. Совсем как российская интеллигенция, обвинявшая себя (впрочем, иногда не без основания) во всех грехах, совершенных народом, – такое вот недвусмысленно читаемое обобщение. Не случайно первоначально Муратова хотела назвать картину неудобоваримым термином «Виктимность», означающим стремление стать жертвой. В особой степени присущее россиянам. Но, возможно, еще важнее наша способность прощать – человеческая и христианская. Простить и пожалеть своего обидчика, не способного к самопожертвованию и бескорыстной любви.
Комментарии