В рамках III Всероссийского фестиваля с 11 по 13 октября прошел VIII Московский фестиваль науки, который разместился на интеллектуальных площадках Фундаментальной библиотеки и Шуваловского корпуса МГУ, выставочных площадках ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне.
Что такое фестиваль науки? Это прежде всего праздник, объединяющий всех, кто ценит интеллект, знания, научную и техническую мысль. Это выставки, где экспонаты можно не только трогать руками, но и самостоятельно проводить опыты, принять участие в эксперименте. Это увлекательнейшие конкурсы, наглядно убеждающие участников, как важно, как интересно заниматься наукой. Интересно – это слово, наверное, главное на фестивале науки. Очень важно, что в фестивале принимают участие люди разного возраста, каждому находится занятие по душе. Фестиваль – кладезь идей, своеобразный отчет ученых перед обществом о своей деятельности. Он объединил сотни научных мероприятий: интерактивные научные развлечения; сферическое кино («Создай фильм для купольного кинотеатра, попробуй себя в роли медицинского работника!»); российские роботы, аппарат по производству зубной пасты с применением нанотехнологий. Обращаясь с приветствием к участникам фестиваля, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил, что «с каждым годом все больше молодых людей приходит на фестиваль науки в качестве участников или просто посетителей. Министерство образования и науки РФ всегда поддерживает мероприятия, посвященные популяризации научных знаний. Занимаясь наукой в школьном возрасте, в студенческое время, вы обретете такие очень важные жизненные качества, как целеустремленность, способность действовать, искать ответы на самые сложные вопросы. Все эти умения обязательно помогут вам не только в учебе, но и в жизни найти правильное решение любой задачи». 300 участников-представителей – научные центры РАН, государственные корпорации, крупные и малые предприятия, инновационные компании, ведущие российские и зарубежные вузы, другие образовательные учреждения, музеи, зарубежные научно-образовательные организации США, Японии, Германии, Китая, Великобритании, Индии, Франции, Израиля, Эстонии, Швейцарии – не только представили в рамках фестиваля на площадках свои экспонаты, но и подробно рассказали, наглядно продемонстрировали свои идеи, проекты, инновационные экспериментальные работы и реализуемые в промышленных масштабах изделия (продукты), используемые в различных отраслях.Принять участие в лекциях нобелевских лауреатов и ведущих российских ученых, в телемосте с МКС и NASA, увлекательных научных шоу, интерактивных выставках, соревнованиях роботов, экскурсиях по научным лабораториям, мультимедийных инсталляциях, творческих мастерских, мастер-классах именитых ученых и популяризаторов науки «Реактив шоу», «Научное шоу», «Сумасшедшая наука», посмотреть новейшие научно-познавательные фильмы, поучаствовать в дискуссиях мог каждый, кто пришел на фестиваль науки. Например, посетителям площадки «Интерактивная познавательная игра «Бастион Науки» были показаны «Укрепления» («Физический фейерверк», «Сад оригами», «Залив осьминожек», «Физическая игрушка», «Викторина по Российским изобретателям», «Поле состязаний», театральная группа «Креаре»). В каждом «Укреплении» в познавательной и экспериментальной формах была представлена наука (физика, математика, химия, биология, история). Участники площадки могли взять маршрутный лист по «Бастиону Науки» и весело провести время, преодолевая экспериментальные и творческие препятствия, успешно прошедших весь маршрут в конце ожидали забавные призы. На площадке «Студенческие проекты МАМИ» были представлены проекты: «Формула Студент МАМИ» с новым болидом, Smart Moto Challenge – электробайк для участия в международных соревнованиях и лаборатория робототехники – несколько видов роботов (гексапод, гексокоптер). Компания «РБОТ», которая занимается производством и внедрением робототехнических систем, на своей площадке показала робота удаленного присутствия R.BOT. Как рассказал представитель компании, приоритетным направлением тут стало внедрение системы R.BOT в сферах образования, здравоохранения, культуры, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Эта система обеспечивает для оператора удаленное присутствие в месте, где находится робот, через Интернет. Оператор может не только говорить, видеть, слышать, но и двигаться, оказывать механическое воздействие на предметы. Системы R.BOT работают в школах, магазинах, музеях, больницах, библиотеках. На совместном стенде ЭКСПОНИ и немецкой фирмы «Хюттингер» были представлены занимательные компактные модели и экспонаты, предназначенные для оснащения передвижных интерактивных выставок в образовательных учреждениях, музеях и научно-познавательных центрах, показана модель Центра молодежного инновационного творчества «ФабТой Технопарк», реализуемая ЭКСПОНИ в настоящее время в Зеленограде. Посетители имели возможность непосредственно поучаствовать в проекте, вживую реализуемом на стенде, придумать, а затем собственноручно изготовить и испытать забавную образовательную игрушку. На площадке «Попробуй себя в роли медицинского работника» каждый мог пройти практическое обучение по основам проведения сердечно-легочной реанимации на симуляционном манекене, приобрести навыки оказания первой медицинской помощи, благодаря которым можно стать героем. У вас родился братик или сестренка, мама, жена крутится весь день, а вы не знаете, как ей помочь ухаживать за ребенком?! Медицинские специалисты площадки теоретически рассказали, какие достижения цивилизации могут помочь в этом, наглядно продемонстрировали всем желающим азы ухода за новорожденным. На программно-аппаратном комплексе каждый желающий мог стать врачом-ветеринаром и практически пройти обучение по изучению физиологических показателей животных.Продвигаясь от площадки к площадке, среди многочисленной аудитории участников фестиваля видишь снующих дошкольников, школьников, студентов колледжей и вузов с радостными лицами и подарками за победу от организаторов мероприятия в том или ином конкурсе, викторине, слушаешь приятные комментарии родителей, осознаешь, что фестиваль востребован и полезен не только научной общественности, бизнесу, но и детям для саморазвития, родителям – в образовании своего ребенка, каждому человеку, которому интересно будущее России.Общаясь на площадке робототехнических устройств образовательного центра «Полигон-про» (создан и работает на базе межшкольного учебного комбината №15 «Мещанский») с учащимся 5-го класса Борисом Ханчиным (11 лет), который разработал проект робота, предназначенного для оказания помощи людям с ограниченными возможностями (инвалидам) в домашних условиях (напоминает о применении медпрепаратов, может убрать в помещении, разогреть и подать пищу, сопровождать на улице, в медучреждении), посетители площадки были в полном восторге от услышанного и приятно удивлены, что мальчик не по-детски серьезно, в деталях мог рассказать о практической направленности и будущем своего проекта. Только одна его фраза «Мы со своими коллегами» – так он называл своих сверстников – повергла в шок многих и заставила уважительно, обращаясь на «Вы», задавать наводящие вопросы, на которые Борис Ханчин спокойно и рассудительно давал ответы. Многие посетители сделали вывод – за такими ребятами будущее науки и процветание России. На этой же площадке были представлены занимательная игра мини-футбол с роботами «ЧУДО КИТ» для детей до 8 лет; конкурсы по сборке простых непрограммируемых роботов на время (возраст участников до 15 лет); соревнования по скоростной пайке (возраст до 16-17 лет). На площадке «Интерактивная игротека» можно было увидеть комплекты самодельных развивающих игр, головоломок, научных экспонатов и пособий, разработанных и изготовленных в клубе «Эврика»: «Волшебные линии» (эксперименты с сыпучими материалами и магнитами, с заданиями на карточках); «Магнии Магия» (макет фантастического города экспериментов – опыты, эксперименты, задания, игры с магнитами, научные игрушки); игра-головоломка «Тайные следы» (логическая игра-головоломка, состоящая из 10 полей-карточек заданий и 4 элементов-пазлов); логический конструктор «Стройка» (по карточкам заданий необходимо собрать заданные конструкции из фигур, которые определенным образом склеены из деревянных «кирпичиков»). На площадке «Увлекательный дизайн» МГУДиТ были представлены экспозиции авторских коллекций ювелирных изделий, авторских коллекций одежды, дефиле моделей в уникальных костюмах ручной работы, печать 3D-фотографий, моделирование 3D-одежды, печать на тканях, игровой модуль с Кинект, а также мастер-классы по нанесению логотипов на ткань, изготовлению обуви, валянию войлока, боди-арт, занимательные химические эксперименты. НИУ МГСУ на площадке «Наука строить» показал технологию «тканебетон», позволяющую объединить прочностные характеристики бетона с декоративными свойствами тканей. Использование «тканебетона», по комментариям представителя вуза, позволит быстро создавать декоративные самонесущие конструкции или отдельные декоративные элементы конструкций прямо на месте строительства с минимальными трудозатратами. На стенде «Водоснабжение и водоотведение» посетители увидели современные технологии обработки осадков сточных вод, комплексные технологии глубокой очистки сточных вод, реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения, бестраншейные методы реновации сетей, мембранные технологии для рационального водного менеджмента. Не остались в стороне и представители московских колледжей. Площадка колледжа предпринимательства №11 «Алмазно-бриллиантовая, технологичная и модная Москва» предусматривала обучение искусству огранки драгоценных и полудрагоценных камней, демонстрацию модных тенденций и нанотехнологий в сфере создания образа современного жителя крупного мегаполиса. В рамках интерактивной площадки-экспозиции были представлены мастер-классы по съемке короткометражных мультипликационных фильмов, фото- и видеотворчеству. Во время работы стенда состоялись мастер-классы и презентации, посвященные геммологии и передовым технологиям в области изучения свойств и обработки драгоценных ювелирных камней. Экспозиция выставки колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 и политехнического колледжа №19 была представлена учебно-производственными стендами для проведения мастер-классов и мини-конкурсов по укрупненным группам профессий и специальностей двух колледжей. На выставке были представлены творческие работы студентов, посетителям предложили мини-конкурсы по выполнению нескольких простых технологических операций на рабочем месте администратора локальной сети, монтажника кондиционеров и вентиляции, электромонтажника, автослесаря, оператора станков с ЧПУ, клинера, администратора гостиничного сервиса. Участники мини-конкурсов смогли пройти профориентационную диагностику и получить лист-отчет, а победители конкурса – мини-призы.Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже №36, как всегда, представил творческие работы студентов декоративно-прикладного и ювелирного искусства – ювелирные украшения (изделия утилитарного назначения, сувениры, женские и мужские ювелирные украшения, настольные композиции, предметы культа); изделия с живописной эмалью (панно, украшения, настольные композиции); миниатюрную живопись (шкатулки разной конфигурации, футляры для бутылок, очечники, броши, ларцы, изделия утилитарного назначения); изделия с росписью ткани (панно, ширмы, платки, палантины, предметы интерьера). Представители колледжа провели мастер-классы по ювелирным технологиям, миниатюрной живописи, росписи ткани, декупажу.Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров высоко оценил уровень организации и проведения фестиваля, более 3 тысяч его научно-популярных мероприятий и выставок, которые за три дня посетили около 400 тыс. человек: «За прошедшие 7 лет фестиваль науки полюбился и стал очень популярным среди москвичей и гостей столицы. И это неудивительно, потому что Москва обладает очень мощным научным потенциалом. Я считаю, что фестиваль науки, помимо всего прочего, стал хорошей площадкой для налаживания связей между наукой и бизнесом. Наука не может быть оторвана ни от производства, ни от бизнеса. Ведь все мы хотим, чтобы наш город развивался, становился лучше, красивее, удобнее для жизни, а никакие изменения невозможны без науки, новых идей, новых разработок, новых решений для людей, которые живут и будут жить в нашем городе».
Комментарии