search
main
0

Виды трудовой деятельности в дошкольной организации

Согласно ФГОС дошкольного образования, трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение определенных задач. В ФОП ДО прописаны планируемые результаты к концу дошкольного возраста в сфере трудового воспитания – ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью.

Фото: pixabay.com

В условиях быстро меняющегося мира, где навыки и умения становятся основой профессиональной успешности, трудовое воспитание играет особую роль. С раннего возраста дети начинают осваивать базовые трудовые навыки, которые помогут им в будущем. Такие навыки, как ответственность, усидчивость, настойчивость и умение работать в команде закладываются именно в процессе трудового воспитания. Трудовая деятельность способствует развитию самостоятельности у дошкольников. Дети учатся работать над задачами разной сложности, что позволяет им принять ответственность за свои действия и достижения. Это, в свою очередь, формирует уверенность в своих силах и стремление достигать поставленных целей.

Традиционно выделяют четыре вида труда дошкольников:

  1. Самообслуживание
  2. Хозяйственно-бытовой труд
  3. Труд в природе
  4. Ручной труд

Выделение четырех видов труда дошкольников позволяет систематизировать подходы к трудовому воспитанию и развивать у детей различные навыки и умения.

Марина Попова, воспитатель, Школа № 1557, Москва

Хозяйственно-бытовой труд – это второй вид труда, который способен освоить дошкольник. Этот вид деятельности играет очень важную роль в повседневной жизни, хотя его результаты могут быть менее очевидны по сравнению с другими формами труда. Основная работа заключается в поддержании чистоты и порядка как в помещении, так и на территории детского сада, на веранде, а также в помощи взрослым в организации режимных процессов. В процессе участия в этой деятельности дети развивают умение замечать беспорядок в групповой комнате или на улице и начинают по собственной инициативе принимать меры для его устранения. Таким образом они не только вносят вклад в общее благо, но и учатся ответственности и самостоятельности.

В младшем дошкольном возрасте формирование элементарных хозяйственно-бытовых навыков у детей — это не только практическое обучение, но и важный этап в их социальном и нравственном развитии. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, ведь именно от его подхода зависит, будут ли дети воспринимать труд как важную и нужную деятельность. Например, когда ребенок убирает игрушки, важно объяснить, почему важно это делать: «Когда мы убираем игрушки, они не ломаются, и другим детям будет приятно играть с ними».

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети могут сервировать стол, готовить все необходимое для занятий, стирать кукольное белье, протирать стеллажи от пыли, подметать дорожки на участке.

Трудовые задачи можно организовывать в командном формате. Например, вместе с детьми можно организовать уборку на участке или в группе, распределяя роли. Это поможет формировать навыки сотрудничества, учить их работать в команде и осознавать, что успех зависит от совместных усилий. Важно научить детей планировать свои действия, разбивая задания на небольшие этапы. Например, перед началом уборки можно вместе обсудить, что нужно сделать: «Сначала мы уберем большие игрушки, затем – маленькие, а после этого протрем стол». Это развивает у детей мыслительные навыки и учит их организовывать свое время и пространство. Объясняя значение порядка, воспитатель может рассказывать детям о том, как чистота влияет на здоровье и настроение. Например, когда дети моют игрушки, можно обсудить, почему важно иметь чистые предметы для игры.

В старшем дошкольном возрасте хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, дети начинают осознавать свои обязанности и учатся не только выполнять задания, но и организовывать их. Рассмотрим подробнее, какие навыки развиваются у детей старшего возраста в процессе хозяйственно-бытового труда.

Самостоятельность и организация труда. Дети учатся выбирать инструменты и материалы, обсуждать, какой инвентарь нужен для выполнения конкретной задачи — например, для уборки или ремонта игрушек. Это способствует развитию их критического мышления.

Дети учатся планировать последовательность своих действий. Например, перед тем, как начать уборку, они могут сначала оценить, что нужно сделать, а затем разработать план действий.

Социальные навыки и работа в команде. Работа в группе помогает детям развивать социальные навыки, такие как сотрудничество и коммуникация. Дети учатся работать в команде, обсуждая, кто за что отвечает, что способствует формированию дружеских отношений и взаимопомощи. Также во время выполнения заданий, дети обмениваются идеями и поддерживают друг друга, что помогает развивать навыки общения.

Ответственность и трудолюбие. Дежурные обязанности формируют у детей чувство ответственности. Регулярные задания по поддержанию порядка учат детей бережно относиться к своему окружению и становятся залогом формирования привычек, связанных с порядком и аккуратностью.

Важным аспектом работы становится рефлексия. Дети учатся после выполнения задания обсуждать, что у них получилось хорошо, а над чем стоит поработать в следующий раз. Это развивает у них навык анализа и самооценки. Обсуждение ошибок дает возможность детям понимать, что ошибаться — это естественно, и важнее всего учиться на своих ошибках и становиться лучше.

Таким образом, хозяйственно-бытовой труд в детском саду становится не просто рутинной работой, а важным этапом в образовательном процессе. Он способствует всестороннему развитию детей, формируя у них не только практические навыки, но и важные личностные качества, такие как ответственность, доброжелательность и стремление к самосовершенствованию.

Марина Попова, воспитатель, Школа № 1557, Москва

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте