Двор детского сада и школы – это территория детства, и для ребенка, для его формирования очень важно, в каком окружении пройдут самые важные периоды его жизни. Задача взрослых, как понимаем ее мы, – сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Именно поэтому в округе создана программа «Дворы нашего детства». «Чтобы вырастить детей хорошими людьми, надо сделать их детство счастливым!» – таков девиз этой программы.
Информация к сведению
Основные задачи программы:
– комплексное благоустройство территории образовательных учреждений;
– создание на территории ОУ условий для всестороннего развития учащихся и воспитанников и их отдыха;
– эстетическое оформление территорий, внедрение современных технологий создания клумб, цветников, вертикального озеленения;
– активное включение обучающихся и воспитанников всех возрастов в социальную практику, в общественно значимую посильную обслуживающую деятельность через проведение различных конкурсов и акций по благоустройству территорий.
Комплексное благоустройство территорий ОУ производится за счет средств бюджета, целевых бюджетных фондов развития территории округа (ЦБФРТО) и районов (ЦБФРТР).
В соответствии с городской программой «Мой двор, мой подъезд» в 2006 году комплексно благоустроено 15 учреждений. В 2007 году запланировано благоустроить 16.
Как видно из таблицы, в целом финансирование программы благоустройства ОУ значительно увеличилось, существенно возросла средняя стоимость благоустроенного объекта, что позволяет выполнять больший объем комплексных работ, использовать более качественные современные материалы.
С 2003 года начата работа по оформлению паспортов комплексного благоустройства территорий. В настоящее время реализовано 82 планировочных решения, 82 ситуационных плана, составлены 20 паспортов благоустройства, остальные 62 паспорта находятся на комплектации в ГлавАПУ. Работа по комплектации продолжается.
В рамках программы комплексного благоустройства не остается без внимания и развитие спортивной базы образовательных учреждений. С 2003 года по 2007 год в округе построено 11 межшкольных стадионов, затрачено около 30 миллионов рублей, в основном это средства административного округа. В 2007 году мы планируем построить за счет средств ЦБФРТР еще 5 межшкольных стадионов (школы №№154, 702, 1619, 1985, 1544) на сумму более 9 миллионов рублей. Кроме того, по всему округу проводится реконструкция имеющихся спортивных площадок, а также оснащение их новыми спортивными формами.
В 2007 году будут выполнены работы по устройству автогородков в 6 школах округа на общую сумму более 5 миллионов рублей, учащиеся наших школ активно подключились к созданию проектов таких городков.
Серьезное внимание мы уделяем созданию безопасных защищенных дворовых территорий. В рамках городской программы по устройству внешних ограждений они заменены в 73 ОУ, на это было затрачено более 90 млн. рублей, в основном это целевые средства города, учебного округа, а также средства префектуры СЗАО. В 2007 году мы планируем заменить ограждения еще в 38 ОУ и тем самым закончить выполнение программы.
Ежегодно до 70% ОУ Северо-Запада участвуют в окружном этапе конкурса «Лучший школьный и детсадовский двор». В городском этапе этого конкурса детский сад №2381 «Лукоморье» стал победителем в 2003 году, а детский сад №1201 занял 3-е место в прошлом году.
Безусловно, мы понимаем, что какие бы огромные деньги ни вкладывали в наши ОУ, важно сохранить все то, что было создано, благоустроено, посажено, после того как подрядная организация ушла со школьного или детсадовского двора. Именно поэтому одной из главных задач мы считаем педагогическое сопровождение работ по благоустройству ОУ.
Привлекая детей и подростков к этой работе, мы не только осуществляем экологическое просвещение подрастающего поколения, но и воспитываем в них трудолюбие, уважение к труду, любовь к родному городу и району. Школьники нашего округа традиционно участвуют в благоустройстве территорий СЗАО, ежегодно они проводят субботники по уборке территорий Москворецкого парка в районе Строгино, поймы реки Сходня в Куркино, а также парков в Митине и Щукине. Таким образом, в рамках экологического образования в нашем округе теоретическая подготовка учащихся сочетается с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды. По большому счету задача педагогов заключается в том, чтобы сформировать личность ребенка, ответственно относящегося к окружающей социально-природной среде. «Ребенок с детства должен видеть красоту и учиться ее беречь» – это мое личное убеждение, и я рада, что многие педагоги округа его разделяют.
Непрерывное экологическое образование учащихся осуществляется в дошкольных учреждениях, на всех этапах школьного обучения, а также через систему дополнительного образования. В округе ежегодно проводятся экологические олимпиады, среди них – Зеленая олимпиада, олимпиада «Природа Московии». С 2004 года школы и детские сады СЗАО при методической поддержке Детского экологического центра занимаются созданием аптекарских огородов, на постоянной основе в этой работе участвуют около 40 учреждений, а в лицее №1560 и некоторых других школах созданы и успешно работают музеи комнатных растений.
Детский экологический центр проводит акции «Дерево-память», в рамках которых на пришкольных территориях были высажены деревья в память о ветеранах, ныне здравствующих Героях Советского Союза, заслуженных педагогов СЗАО. В настоящее время Детский экологический центр реализует свой проект «Музей под открытым небом», в рамках которого дети обучаются различным формам благоустройства территории. В этом году этот центр организовал обучение детей-инвалидов по программе «Ландшафтный дизайн» силами специалистов Московского клуба цветоводов.
Во многом оформлению территорий ОУ способствует проведение в округе в рамках программы «Дворы нашего детства» различных конкурсов. Это «Цветущий дворик» (на лучшее цветочное оформление силами учащихся и педагогов), «Наша первая клумба», «Последний вальс цветов», «Школьный двор: взгляд ученика» (конкурс эссе и фотографий), «Веселый снеговик» (новогоднее оформление территории). Названия конкурсов придумывают сами ребята. ОУ участвуют в них по желанию. Например, конкурс «Наша первая клумба» был задуман и проведен в 2006 году, для того чтобы привлечь учащихся, только пришедших в школу, к благоустройству, к уходу за ним вместе с родителями и под руководством педагогов. Выпускники школ, участвовавшие в конкурсе «Последний вальс цветов», сделали своим школам прощальный подарок – клумбы с живыми цветами – может быть, самый памятный для всех. Победители конкурсов (а это гимназия №1544, прогимназия №1938 и школа №1944) получили главные призы – спортивные площадки. В этом году мы планируем провести еще конкурс клумб, посвященный Году ребенка.
Главным, исходным, стал конкурс ученических проектов благоустройства школьных и детсадовских дворов. Девиз этого конкурса: «От ученического проекта – к его воплощению», он проводится в СЗАО вот уже несколько лет, но год от года его значимость не становится меньше. Если в самом начале нас интересовали любые ученические проекты, вплоть до фантастических, важна была сама идея, желание детей повлиять на окружающую их действительность, преобразить ее, то в последние годы в конкурсе все более требовательно звучит идея воплощения проекта, возможность его реального осуществления. Эта идея отражена и в положении о конкурсе.
В некоторых школах эти проекты уже реализованы на практике. Например, в школе №1402 с углубленным изучением иностранного языка был разработан многоэтапный проект, предполагающий полностью изменить целевое назначение и использование внутренних дворов. Первый этап проекта уже выполнен, и в школе, где много лет работает гольф-клуб, создана площадка для игры в гольф на школьном дворе, причем все проектные, строительные, ландшафтные работы были проведены учащимися под руководством педагогов.
В школе №69 учащиеся создали интересный проект озеленения сначала внутреннего, а затем и внешнего двора школы, сами делали клумбы, зарабатывали деньги на облицовку этих клумб плиткой.
В гимназии №1551 воплощен в жизнь проект учащихся по благоустройству спортивной зоны, в школах №№1619, 1057, 819 дворы также благоустроены по проектам самих учеников. Таких примеров, конечно, не так много, как того хотелось, но начало положено, и это радует.
В этом году на выставке в Департаменте образования было выставлено 9 работ победителей конкурса проектов прошлых лет, на выставке в Мосархитектуре – 7 работ. Ученик 11-го класса школы №154 Евгений Карышев награжден специальным призом международной ассоциации Союза архитекторов за проект «Фонтан с цветником». Но, безусловно, главный приз для округа, для педагогов и ребят, их родителей – ухоженные дворы, красота, сотворенная своими руками, само желание творить красоту. В любом случае школа и дети всегда в этой ситуации остаются в выигрыше.
Участие в различных выставках дает хороший импульс в работе. Управление образования вот уже 3 года подряд участвует в выставке СЗАО «Мой двор, мой подъезд», в окружном Выставочно-маркетинговом центре наши стенды пользуются популярностью у посетителей, здесь мы находим новых партнеров. Но одними конкурсами и демонстрацией положительных примеров значительных результатов не добьешься. Именно поэтому мы используем и другие приемы. Осенью 2006 года была проведена акция «Узнай свою школу». Ребята из фотостудии «Алмазный глаз» сфотографировали самые неуютные, неухоженные школьные дворы и перед очередным совещанием директоров разместили фото на стендах. Акция была очень эффективной: директорам ОУ хватило после этого трех дней, чтобы провести уборку территорий.
Могу сказать, что в округе у большинства руководителей изменилось отношение к благоустройству территории, они понимают, что в столице такого европейского государства, какой стала Москва, школьный и детсадовский двор – визитная карточка учреждения. Наша задача теперь – не потерять набранных темпов работы в этом направлении.
Комментарии