В этом учебном году всех участников образовательного процесса ждали важные моменты в Федеральном законе от 4 августа 2023 года №479‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Одной из целей изменений является формирование у учеников трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.
Не в таком уж и далеком прошлом трудовое воспитание в школе было одним из неотъемлемых аспектов многогранной системы воспитания. Когда в классах и школе назначались дежурные, которые не только следили за порядком, но и после уроков приводили в надлежащий вид свои кабинеты, уроки биологии содержали в себе практическую часть, а уроки труда были обязательной дисциплиной для мальчиков и девочек.
Помню, как в моем школьном детстве и юношестве дежурили в классе: брошенные фантики или недоеденные яблоки, не выброшенные в мусорную корзину, не оставались без нашего внимания, нарисованные на парте картинки тщательно убирались самими художниками, а сменная обувь крайне редко забывалась. Помню, как мы уважали чужой и ценили свой труд!
Современная школа в эпоху цифровизации общества, в первую очередь подрастающего поколения, имеет высокотехнологичное оборудование, материально-техническое оснащение, о котором еще 10 лет назад и мечтать не приходилось. Однако, несмотря на это, школа все так же сохраняет в себе общие моральные принципы воспитания детей, основываясь на общей организации внутришкольной жизни, повышении уровня культуры и взаимного уважения всех участников образовательного процесса, не исключая индивидуальные особенности личности.
В начале прошлого столетия А.С.Макаренко не зря говорил о том, что труд без идущих рядом образования, политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.
Так что же сегодня предстоит образовательным учреждениям? Будет ли достаточным вернуться к дежурствам в школе и классах, чтобы привить любовь и уважение к собственному и чужому труду?
Каждая школа вправе организовать трудовое воспитание по своему усмотрению, единого стандарта трудового воспитания обучающихся нет. Но есть множество инструментов, посредством которых возможно качественно и безболезненно вернуть в школу долгожданное трудовое воспитание.
Ни для кого не секрет, что важным инструментом, ориентированным на индивидуальное развитие обучающегося, является дополнительное образование. Именно оно может послужить прекрасным инструментом для развития системы трудового воспитания в школе. Каждая школа имеет возможность открыть профориентационные кружки, которые не только являются навигаторами в сложной для ребенка системе выбора профессии, но и могут содержать в себе аспекты трудового воспитания, когда ребенок не только познает профессию посредством теории, но и на практике создает продукт.
Не менее важным моментом, конечно же, является и организация дежурств в классе, которые должны основываться на особенностях психофизического состояния ребенка: полив и уход за растениями, подготовка школы к праздникам и мероприятиям, помощь в библиотеке и школьном музее. Но если с дежурствами все понятно и авторитет классного руководителя позволит организовать детей для того, чтобы следить за чистотой в классе, то как вовлечь детей в работу за его пределами? Привить любовь и уважение к труду наказанием не получится, инициатива должна исходить от самого ребенка, он должен осознавать, что в первую очередь трудится не на благо школы, а для собственного развития. В данном случае для вовлечения детей также необходимы поддержка родителей и взаимодействие с ними школы. Нужно донести до родителей, для чего так важно приобщить ребенка к труду не только в стенах школы, но и дома. Конечно, в этом случае важен и такой элемент воспитания, как собственный пример педагогического коллектива.
Еще одним из действенных методов трудового воспитания является наставничество и лидерство классных руководителей, активистов ученического самоуправления и волонтерских движений. Особенно явно это прослеживается у детей младшего возраста, когда юные ученики смотрят на наставника, старшеклассников и копируют модель их поведения, наблюдают за их деятельностью и приобщаются к ней.
Естественно, вернуть трудовое воспитание в школы будет сложно без плана работы в этом направлении, который должен быть интегрированным в план воспитательной деятельности, а также в Положение о трудовом воспитании детей и подростков, на которое всем участникам образовательных отношений необходимо ориентироваться в своей деятельности. В план можно внести не только субботники и высадку цветов весной, но и осеннюю уборку территории, недели или декады чистоты школы, подготовку внутришкольных мероприятий.
Сегодня наряду с активным развитием профориентации обучающихся необходимо развивать и трудолюбие у детей, давать им возможность не только всесторонне развиваться, но и ценить собственный труд, гордиться его результатами, уважать труд других людей. Ведь только в успешном обществе, где привиты с детства нравственные принципы, можно воспитать человека с большой буквы.
Оксана ЧУБАРОВА, педагог-организатор школы №1987
Комментарии