Уже одно перечисление постов моего собеседника указывает на его причастность к решению многообразных, важных, злободневных для нашего общества проблем, каждая из которых могла бы стать темой отдельного интервью. Это и различные аспекты парламентской, законодательной деятельности, и узел сложнейших проблем Чечни, и борьба с коррупцией, и многое другое. Однако повод для встречи был праздничный – 5-летие общественного движения тех, чьи судьбы опалены войной.
Ныне движение “Боевое братство” объединяет участников 35 войн и конфликтов на территории 19 стран, представляет интересы более 1,5 млн. ветеранов и членов семей погибших. В него входит 22 организации, отделения в 58 регионах страны. Движение активно развивается, в рамках организации “Боевое братство без границ” налаживает контакты с ветеранскими структурами стран СНГ. При нем создано пять центров: по координации помощи семьям погибших и инвалидам, по патриотическому воспитанию молодежи, патриотического искусства, по координации спортивных мероприятий, правового сопровождения. Даже столь краткое перечисление говорит о той большой, разноплановой работе, которую проводят организации движения практически по всей стране. Поэтому автор этих строк начал беседу с вопроса для юбилейных случаев традиционного. Но мой собеседник с первой минуты задал разговору не праздничный, а деловой, в чем-то даже критический тон…
Франц Адамович КЛИНЦЕВИЧ родился 15 июня 1957 г. в деревне Крейванцы Ошмянского района Гродненской области (Белоруссия). Окончил Свердловское высшее военно-политическое училище, Военно-политическую академию им. В.И. Ленина.
В 1986 г. после прохождения курсов офицеров-политработников получил квалификацию переводчика по языку дари. В 1986 – 1988 гг. проходил службу в составе 40-й армии в Афганистане.
С 1990 по 1995 г. – заместитель председателя всесоюзного, а затем и межреспубликанского Союза ветеранов Афганистана. В феврале 1995 г. избран председателем правления Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА), а в декабре 2001 г. – лидером РСВА.
Депутат Государственной Думы третьего созыва. Заместитель руководителя фракции “Единство”, заместитель председателя Комиссии Госдумы по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской республике, член Комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией, член генерального совета партии “Единая Россия”, председатель регионального отделения партии “Единая Россия” в Чеченской республике.
Полковник запаса. Награжден двумя орденами Красной Звезды.
Женат. Отец двоих детей.
– Франц Адамович, близится 5-летие Всероссийского общественного движения ветеранов войн и военных конфликтов “Боевое братство”. Вы, как председатель Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА), стояли у истоков образования этого движения, во многом формировали его нынешний облик. Каковы ваши оценки работы РСВА и “Боевого братства” в целом?
– Сегодня РСВА и “Боевое братство” работают как общественные организации. К сожалению, в рядах Всероссийского общественного движения ветеранов войн и военных конфликтов есть люди, которые погрязли в интригах, пытаются спекулировать программными целями и задачами организации. Конечно, это мешает нормальной, эффективной работе. А дел у “Боевого братства” и входящих в него союзов и движений, поверьте, немало. Убежден, что всем нам сегодня надо сосредоточить внимание на ребятах, прошедших Чечню. Как вице-президент “Боевого братства”, считаю, что мы пока не дорабатываем в этом направлении, до сих пор не смогли изменить вектор своей деятельности, я имею в виду совсем еще юных ветеранов. Ситуацию надо ломать. Хотя бы потому, что на сегодняшний день “братишек”, опаленных огнем Чечни и Дагестана, значительно больше, чем “афганцев”. Не замечать их, игнорировать их проблемы мы просто не имеем права.
– Вы упомянули о том, что ряды Всероссийского общественного движения ветеранов войн и военных конфликтов не слишком сплоченны. Неужели существует “пятая колонна” и угроза раскола организации?
– Речи о расколе нет и быть не может. Просто за массой важных и нужных дел руки не доходят до некоторых личностей, пытающихся возделывать на общественном поле свой личный “огород”. Ничего, придет время, и отдельных зарвавшихся товарищей мы сумеем поставить на место. Не открою большого секрета, если скажу, что на ближайшем форуме будет идти речь и о чистоте рядов организации. За нынешние лето и осень я побывал в 55 субъектах Российской Федерации, где встречался с руководством региональных организаций РСВА и “Боевого братства”, их рядовыми членами. Это общение убедило меня: вопрос назрел и проблема требует решения.
– Фундамент “Боевого братства” – это, прежде всего, воины-“афганцы”. Как им живется сегодня?
– Так же, как и раньше. Те из них, кто нашли себя, работают, помогают товарищам. Кто не смог приспособиться к условиям мирной жизни, жизни на “гражданке”, тот по-прежнему испытывает разного рода трудности. В целом вчерашние воины-интернационалисты живут тяжело. Ведь сегодня они не пользуются никакими льготами ни в таможенной, ни в налоговой сфере. Те, кто понимает, что один в поле не воин, и объединены в организации, худо-бедно выживают, находят возможность реализовать свои потенциал, опыт, умения. Одиночкам приходится надеяться лишь на самих себя и зачастую они живут совсем не здорово.
Наряду с этим надо признать, что много людей через организацию, что называется, “сделали себя”. Они заработали имя, обеспечили стартовый финансовый или иной другой капитал и… отошли от вчерашних товарищей, благополучно позабыв о долге, а порой и о совести и чести. Одним словом, в “афганском” движении происходят те же процессы, что и в обществе. Ситуация не лучше и не хуже. Хотя заставляет задуматься о многом…
– “Боевое братство” готовит свои предложения, касающиеся законодательной базы в отношении ветеранов войн и локальных конфликтов. Какие законопроекты вы предлагаете рассмотреть парламенту страны?
– Практически все законы из так называемого “ветеранского” пакета мы уже рассмотрели. Их продвижению способствовало, в частности, то, что среди членов думской фракции “Единство” 10 депутатов представляют, кроме своих избирателей, еще и Российский союз ветеранов Афганистана. Последним законодательным “аккордом” стало принятие в середине октября в окончательном третьем чтении законопроекта “О статусе участников боевых действий”, согласно которому все граждане этой категории приравниваются к ветеранам Великой Отечественной войны. Он уже одобрен в Совете Федерации и подписан президентом. Так что, несмотря на ощутимую “дороговизну” закона, он вступит в силу с 1 января 2004 г.
– Ветеранские организации стремительно “молодеют”. Не только потому, что уходят из жизни те, кто воевал в Великую Отечественную, но и потому, что их ряды пополняются теми, кто прошел Чечню, другие “горячие точки”. Проблемы у них общие и вместе с тем разные. Как учитывается это в вашей работе?
– Необходимо отметить, что не случайно несколько лет назад Российский комитет ветеранов войны, возглавляемый генералом армии Говоровым, и Российский союз ветеранов Афганистана объединились для совместной работы и образовали Российский комитет ветеранов войны и военной службы. В “Боевом братстве” также не делят ветеранов на “старых” и “молодых”. Нам одинаково дороги и близки все, кто заслужил право называться этим гордым именем.
И все же, как депутат Государственной Думы, как лидер “афганского” движения, должен отметить, что работа общественных организаций этой направленности сильно затруднена. Думаю, пришло ли время создания некой федеральной структуры, которая занималась бы проблемами ветеранов. Тем более, закон “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О ветеранах”, подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным еще в январе 2000 г., в одной из статей четко определил организационные основы реализации функций органов государственной власти по делам ветеранов. Дело за Правительством России. Нам необходим государственный комитет или даже министерство по делам ветеранов для координации деятельности тех структур исполнительной власти, которые уже работают в интересах их социальной защиты во многих субъектах Федерации. А сколько тысяч организаций, разбросанных по всей стране, требуют к себе особого внимания!..
– Как вы – председатель Российского союза ветеранов Афганистана, депутат Государственной Думы, один из лидеров партии “Единая Россия” – видите перспективу “Боевого братства”?
– Если мы сегодня обратим особое внимание на ребят, вернувшихся из Чечни, семьи погибших там солдат и офицеров, если выберем это направление как основное в дальнейшей деятельности, то перспективы у “Боевого братства” огромные. Естественно, при этом нельзя забывать другие категории ветеранов войн и военных конфликтов.
– Ну а что ждет тех, кто в строю, в целом, оборону страны в финансовом отношении? Ведь ближайшая перспектива ясна – работа над проектом госбюджета на 2003 г. завершается. Как вы оцениваете параметры военных расходов на будущий год?
– Военный бюджет-2003 при всей его компромиссности все же является бюджетом развития. Не зря оборона страны в ходе представления главного финансового документа была названа одним из приоритетов проекта бюджета будущего года. Расходы на обеспечение обороны и безопасности составляют в общей сложности 30 процентов федерального бюджета.
Между тем при, казалось бы, существенном увеличении средств, выделяемых на оборону и безопасность, их доля в общих расходах остается приблизительно на уровне 2000-2001 гг. При этом нельзя не заметить, что темпы роста ассигнований на обеспечение внутренней безопасности будут в 2-3 раза превышать темпы роста расходов на оборону. Разумеется, отчасти разница в темпах роста ассигнований на внутреннюю и внешнюю безопасность объяснима тем, что последние события как в Москве, на Северном Кавказе диктуют необходимость увеличения финансирования правоохранительных органов и спецслужб, что требует соответствующего финансирования. Дополнительные средства необходимы и на действенную борьбу с экстремизмом.
Расходы на оснащение Вооруженных Сил и их содержание по-прежнему будут соотноситься в пропорции 80 процентов к 20 в пользу содержания. То есть бюджет будущего года этот существующий несколько последних лет дисбаланс не меняет. Даже понимание того, что поддержать людей в погонах необходимо, заставляет волей-неволей задуматься: когда же мы в таком случае будем строить армию будущего. Ведь уже сейчас ясно, что к 2010 г. нас ждут серьезнейшие проблемы с оснащением Вооруженных Сил и их реальным боевым потенциалом.
Кардинальные меры по реформированию Вооруженных Сил и других войск необходимы. Это уже аксиома. Но тогда непонятно, почему расходы на военную реформу по сравнению с нынешним годом в бюджете-2003 сокращаются (в 2002 г. на эти цели была определена сумма в 16,5 млрд. рублей, проект бюджета будущего года – 14,6 миллиардов).
И все же в 2003 г. военный бюджет по разным позициям увеличится на 30-50 процентов. Само по себе это уже успех. Возможны ли его корректировки? Думаю, да. Особенно в контексте последних указаний Президента России Владимира Путина по поводу пересмотра возможностей применения Вооруженных Сил страны. Не удивлюсь, если, к примеру, будут увеличены ассигнования на боевую подготовку, ряд других направлений.
– Крайне злободневна проблема борьбы с терроризмом, о которой вы упомянули. Что в этом плане думают делать законодатели?
– Думская комиссия по закрытым статьям бюджета уже обсудила вопрос об увеличении в 2003 г. расходов на борьбу с терроризмом. Члены комиссии определили сумму, на которую можно увеличить запланированные расходы из федерального бюджета на эти цели.
Не могу раскрывать подробностей закрытого заседания, скажу лишь, что выделение дополнительных средств на борьбу с терроризмом будет осуществляться путем изменения некоторых параметров в самих закрытых статьях бюджета. Общая цифра расходов, заложенная на оборону и безопасность в 2002 г., останется неизменной – финансово-экономические возможности государства большего пока не позволяют.
– В заключение хочется вспомнить: сразу после вашего избрания депутатом Госдумы вы заявляли, что через 3 года мы будем жить совершенно в другой стране…
– А мы уже живем в новой России. Тяжелое наследие либеральных реформ и экспериментов благополучно забывается. Запущены налоговая, судебная реформа. Укрепилась властная вертикаль. В лучшую сторону изменились социально-экономические условия. Более благоприятным стал инвестиционный климат. Растут пенсии, зарплаты бюджетников, денежное довольствие военнослужащих. А главное, у людей появилась уверенность в том, что улучшения не носят временный характер. Можем ли мы добиться большего? Безусловно. Рецепт неизменен: чтобы иметь нормальное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание, достойную оплату своего труда, нужно одно – работать. Работать всем – от министра до дворника.
Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии