search
main
0

Везет тому, кто везет. Увлечения помогают основной работе

С Николаем МОКЕЕВЫМ, директором основной школы деревни Лаптево Павловского района Нижегородской области, я встретилась по просьбе выпускников и родителей нынешних школьников. Им очень хотелось, чтобы о любимом директоре вышла статья к его юбилею.

– Николай Васильевич, ваша жизнь связана со школой без малого пятьдесят лет. Правда, из них надо исключить два года службы в армии, где вы приобрели военную специальность танкиста, которая, к счастью, не пригодилась. А ведь могло случиться и наоборот?- Однажды на утреннем построении начальник штаба дивизии торжественно объявил, что правительство приняло решение о введении ограниченного контингента войск на территорию Афганистана. Спросил, кто готов добровольно исполнить интернациональный долг. Я, как и другие, сделал шаг вперед. Но поскольку большинство из нас ждала демобилизация, в Афган мы не попали. Полку предстояла передислокация из Выборга на новое место. Требовалось возвести всю военную инфраструктуру в лесном массиве на полигоне Бобочино. Мне нравился Выборг, старинный город с древними строениями, с башнями и замками, овеянный легендами и преданиями. Но и на новом месте оказалось много интересного. При рытье фундаментов для будущих казарм в земле попадалось немало предметов, напоминающих об ожесточенных сражениях финской и Великой Отечественной войн. Находки пробуждали во мне еще больший интерес к истории.- Так вы выбрали специальность… А как стали директором?- Это целая история. Школу №16, в которой я учился, возглавлял опытный педагог и талантливый руководитель Юрий Петрович Цветов. По его совету до армии я работал в школе лаборантом, а после армии, поступив на заочное отделение истфака пединститута, освобожденным секретарем комсомольской организации и преподавателем истории. Вместе со старшей вожатой и организатором внеклассной работы мы старались сделать жизнь школы яркой и интересной, да и сами активисты-комсомольцы были неистощимы на выдумки. Районные спортивные соревнования, всевозможные конкурсы и акции неизменно выводили нашу школу в лидеры.- Это, конечно же, не осталось незамеченным и вас повысили?- Мне предложили должность секретаря горкома комсомола, отвечающего за работу ученических комсомольских и пионерских организаций района. Я согласился, но вскоре был разочарован. На новой работе меня ждало бумаготворчество, повседневная рутина и формализм. Хотелось конкретного дела, поэтому предложение заведующего гороно принять руководство сельской школой показалось заманчивым, хотя несколько обескураживало поначалу. Как почти без опыта педагогической работы в двадцать шесть лет возглавить сложившийся коллектив школы в пригородном селе?- С другой стороны, кому, как не молодым, браться за серьезные дела и ставить высокие цели? И вы согласились.- Этот довод и стал решающим. Поэтому уже тридцать лет работаю директором школы. Раньше был самым молодым из руководителей, теперь стал самым старым – по стажу работы – директором.- Молодые и начинающие нередко совершают ошибки. Были ли у вас эпизоды, вспоминая которые вы краснеете по прошествии лет?- Был один такой момент в самом начале. Влепил выговор очень уважаемому педагогу. Она допустила оплошность, но я мог бы и должен был ограничиться устным замечанием. Но власть – большое искушение, я его не преодолел тогда. Сегодня я бы ни за что не повторил этой ошибки. Людей надо беречь, с уважением к ним относиться. С годами я понял, что внешняя оценка для педагога важна не меньше, чем для ученика.- Я знаю, что директорство вы совмещаете с преподаванием истории и уже не одно поколение лаптевских подростков увлекли краеведением.- Да, такие занятия имеют большой воспитательный потенциал. Они развивают детей, мотивируют к изучению истории. А совместные походы сплачивают ученический коллектив, способствуют доверительным отношениям со взрослыми. И потом поиски – это всегда радость открытия! Я и сам люблю открывать новые факты, порой совершенно неожиданные. Так, десятилетия спустя удалось отыскать стихи нашего земляка Валериана Дряхлова. После революции 1917 года он эмигрировал во Францию, увлекался поэзией, выпустил книги. Об этом благодаря кропотливой поисковой работе мы узнали несколько лет назад. И даже разыскали сборник его стихов, изданный в 70-е годы прошлого столетия в Париже. За годы моей работы в Лаптеве экспонатов, документов и сведений накопилось так много, что мы решили издавать многотиражную газету «Краеведческий вестник», а со временем оформили и музейные экспозиции – экскурсии проводят сами ребята.- Вы много общаетесь с детьми, значит, в отличие от большинства директоров ваше время занимают не одни административные вопросы и должность «прораба»?- Прорабом тоже приходится быть, куда от этого денешься. Здание, которое я в свое время принял в качестве директора, имело совсем другое назначение – оно строилось как жилой дом. Когда старая школа совсем обветшала, было решено переоборудовать жилые комнаты под классы. В середине 80-х годов переоборудованное здание перестало отвечать возросшим требованиям, решили строить новое. После многочисленных согласований процесс начался. Но когда уже выросли стены, были подготовлены коммуникации и застеклены окна, наступила перестройка и финансирование прекратилось.- Могу себе представить, как больно было вам, педагогам, смотреть на недострой.- Больно не то слово. Оставался, по сути, последний, завершающий этап. Казалось, вот еще немного – и наша мечта исполнится, но… Мы обивали пороги, обращались во всевозможные инстанции, к депутатам и благотворителям, доказывали необходимость завершения стройки. У нас деревня отнюдь не умирающая, пригородная, молодых семей живет много, детей рождается немало, в последние годы наблюдается даже прирост – словом, необходимость капвложений в образование была для всех очевидной.Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2008 году. Подрядчикам пришлось практически начинать все сначала, ведь за полтора десятилетия все, что можно было унести, исчезло без следа. Проект устарел, и его пришлось обновлять. Хорошо, что сам губернатор взял нашу школу, как и еще несколько других, под личный контроль. Благодаря высокому кураторству 1 сентября 2010 года учебный год начался в новых классах, а сорок дошколят пришли в две детсадовские группы.- Да, новая школа просто загляденье. Школьный двор в цветах, много спортивных сооружений, столовая, пищеблок, котельная, отдельный детский сад, школьный автобус… Такое большое хозяйство требует от директора сил и внимания. К началу августа все это должно быть готово в полном объеме. Вы справляетесь?- Проверка готовности с каждым годом все строже и строже, требования повышаются. Надо отдать справедливость строителям, четыре года добросовестно выполнявшим свои гарантийные обязательства. Мы тоже стараемся своевременно принимать меры при каждом сбое в работе оборудования или в случае каких-либо поломок. На лето не откладываем ремонтных работ. В этом году комиссия приняла нашу школу одной из первых.- А после можно было и отдохнуть. Как вы обычно проводите свой отпуск?- За эти тридцать лет я уже привык отдыхать урывками. Во время каникул не уезжаю далеко от дома. Как-то получается, что постоянно кому-то нужен. Числюсь в отпуске, однако то сам в школу приеду, то кто-то вызывает, бесконечные телефонные звонки. Я не жалуюсь – такую судьбу определил себе сам. Спасибо жене за то, что с пониманием относится к моей работе, спасибо и нашим родителям, которые много помогали, когда дети были маленькими. Сейчас сын и дочь – самостоятельные люди, у них свои семьи, оба получили высшее образование, имеют достойную работу.- Учились на родительском примере?- Так же, как и я, мой отец всю жизнь трудился на совесть и нас приучал к этому. И мать всегда поддерживала его строгие требования: любое дело делай как следует. Все-таки основа воспитания – это личный пример, все остальное на втором месте. – Как вы в таком ритме жизни находите время для увлечений? От ваших односельчан знаю, что их немало: художественная фотография, историко-краеведческие исследования, литературные опыты… И все стараетесь делать на профессиональном уровне; редакция районной газеты охотно публикует ваши фотографии и прозу, а знатоки высоко оценили недавно выпущенный фотоальбом «С чего начинается Родина».- Это все – продолжение педагогической работы. Если хочешь внести дух творчества в школьную жизнь, сам будь творцом. На мой взгляд, не нужно отказываться от увлечений, если они помогают твоей основной работе. Тем более если видишь результат.- Да, я обратила внимание: школьный коридор украшают фотоработы учащихся, в «Краеведческом вестнике» опубликованы их стихи, рассказы и удачные фотоснимки…- А музейный уголок пополняется старинными предметами и ценными находками наших юных краеведов.Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте