Второй тур конкурса “Учитель года России” открывала номинация “Информационные технологии”. Первым урок давал Валерий ПАНОВ, учитель информатики 4-й средней школы города Касимова Рязанской области. Он не вышел в “пятнашку”. Лауреатом стал Максим КОНСТАНТИНОВ, учитель начальных классов Ветвеницкой начальной школы Гдовского района Псковской области. Мудрость веков здесь будет как нельзя кстати – не в победе смысл, а в участии.
Великолепный практик (педагогический стаж 16 лет), учитель-новатор (автор спецкурса “Прикладная информатика для экономических классов”) Валерий Панов показал хороший урок-импровизацию на тему “Атрибутика фирмы”. Одиннадцатиклассникам предлагалось создать рекламу своей фирмы в Power Point. Панов – грамотный специалист, который разбирается в последних технических новшествах и умеет работать, например, с программой Remote Administrator. На учительском компьютере, после того как ученики приступили к работе, появились 4 интерактивных окна, позволяя жюри следить за тем, как команды работают над своим проектом. И можно было бы назвать урок великолепным, но Валерия Алексеевича подвела типичная конкурсная ошибка – желание показать все, на что способен профессионал-предметник. В 20 минут все не поместилось, тем более что от положенных тридцати 10 минут отняла разминка по отработке экономических понятий (выполненная в Power Point). Разминка оставила жюри в недоумении: “Зачем?”
Кроме основного конкурсного испытания первого тура – открытого урока участник должен был защитить свою педагогическую концепцию. На защите именно Панов поднял проблему обучения информационным технологиям: “Что меня страшит, так это имеющая место в некоторых школах подмена информатики компьютерной технологией. Они должны существовать в школе в виде двух отдельных предметов, как алгебра и геометрия, русский язык и литература. Если мы не будем обучать наших детей классической информатике в школе, тогда через несколько лет мы совсем отстанем в области создания программных продуктов и все будем закупать на Западе”. Проблема, поднятая Пановым, как нельзя лучше отразила цель создателей номинации – ФИО. Жаль, что на сцене “другая жизнь”, в которой не смог сработать Панов-информатик, и оказался на высоте Константинов-предметник.
Много вопросов было у судей к другим финалистам. Кто-то, как Мадина ШАКОВА, учитель истории средней школы N 4 города Чегем Кабардино-Балкарской республики, просто оказался не в своей номинации. Да и опыта для подобного испытания у Мадины Ахмедовны оказалось маловато. Другие, как Павел ГУСЕВ, преподаватель информатики оренбургского профессионального училища N 49, и Раис ЗАГИДУЛЛИН из Шумовской средней школы Ульяновской области, элементарно запутались с целями и задачами своих уроков.
В 11-м “А” 1317-й московской школы о профессии ткача ребята знали лишь понаслышке, поэтому тема урока информатика Павла Гусева “Применение электронных таблиц Exel для технологических расчетов ткачества” прозвучала “актуально”. Сложную на первый взгляд нестыковку Павел Константинович обошел мастерски: “Какое отношение к ткачам имеете вы?” Выждав паузу, отвечает сам: “Все, что на вас надето, создано руками ткачей”. Ребята недоуменно разглядывают себя. Задача на уроке у Гусева непростая – рассчитать стоимость продукции. Тут и межпредметные связи задействованы: по какой формуле мы будем рассчитывать стоимость рулона ткани? И индивидуальный подход налицо: для работы по группам над своими проектами учитель распределяет роли – технолог по влагостойкости, инженер по технике безопасности и другие специалисты хитрого ткацкого дела. К каждому нужно подойти, помочь, похвалить, а если очень хорошо работает, то и оклад повысить. В конце урока все расчеты выполнены, с поставленной задачей группы справились. Только при чем здесь проектный метод обучения? Где у ребят новые знания по информационным технологиям? Да и злополучный итог тоже куда-то запропастился.
У Раиса Рамазановича идея урока красивая – написать письмо о своей малой родине Москве и переслать по электронной почте на родину учителя Загидуллина в село Шумовка. Тема: “Аппаратные средства ПК. Разработка проектов в текстовом редакторе Word”. “У меня нет проблем с мотивацией, – рассказывал сторонник проектного метода обучения на защите концепции. – Ребятам просто интересно выполнять подобные задания”. Московских школьников тема затронула, только 30 минут оказалось маловато. В итоге каждый свою часть письма написал, а вот собирать воедино учителю после пришлось. Жюри же так и осталось в недоумении: что нового, кроме знаний о селе Шумовка, вынесли одиннадцатиклассники с урока Загидуллина?
Максим Константинов оказался далек от пятерки. Подвело многое. Неумение говорить то, что нужно, там, где нужно, и тогда, когда нужно. К примеру, если через 30 секунд вам урок начинать, не стоит произносить следующую фразу: “А что, дверь так и будет открыта? А то ведь эти “поросята” все время туда и будут смотреть”. Интересно, кого он имел в виду – детей, жюри или гостей? Подвели и обычные профессиональные ошибки. Максим Александрович давал урок-импровизацию в первом классе по теме “Звук [А], буква “А”.
– Куда мы повесим эту картинку? – Перед нашими взорами мелькали рисунки из русских сказок, те, что относились к сказке про Емелю, нужно было отсылать на правую сторону доски, те, что ко всем остальным, – на левую.
– Туда или сюда? – уточнял Константинов.
– Туда, – хором кричали дети.
– Направо или налево, – тщетно пыталась подсказать классный руководитель.
Справедливости ради стоит обратить внимание и на плюсы, тем более что они у Максима на фоне остальных претендентов на победу смотрелись вдвойне выигрышно. Первое, в уроке Константинова явно прослеживался обучающий момент. Первоклассники именно изучали букву “А”. Второе, закрепление пройденного материала как один из этапов урока все же присутствовало. И третий, пожалуй, самый главный плюс – артистизм.
Почему в пятнашку вошел Константинов, а не Панов? Потому что именно Максим написал сценарий мультимедийной программы для уроков чтения в начальной школе. Ведущая деятельность у первоклассника – игровая, так почему бы не воспользоваться ею и не создать обучающую игру? Мысль не новая, на ветвеницкий лад продуманная и в компьютерную игру обращенная на конкурсе “Учитель года” оказалась как нельзя кстати. На компьютерном сленге игра – “двухмерная проходилка”. Главное действующее лицо – герой русской народной сказки Емеля. Обучающий момент – препятствия (слоги, слова, фразы). Умение грамотно читать позволяет ребенку успешно продвигаться вперед. В игре созданы различные уровни сложности. При небольшом количестве учеников – а у Максима в классе их трое – игру можно использовать в самом уроке для индивидуальной работы. Правда, на конкурсе никто так воочию и не смог игру увидеть, только презентационный мультфильм. Техника виновата. А Константинову плюс, что, несмотря на все технические сложности, он и мультфильм на уроках использовал.
На закрытии конкурса со сцены Кремлевского Дворца Владимир Монахов, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования, пообещал, что у победителя в номинации будет доступ в интернет. Сейчас в школу Константинова проводят телефонную линию. ФИО держит слово.
Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, учитель информатики 109-й московской школы
Комментарии