В шестидесятые годы прошлого столетия практиковались различные формы общественной работы комсомольцев с детьми и подростками по месту жительства. Увлечение этим занятием помогло мне, старшекласснику, с юных лет найти свое призвание.
С первых дней работы клуба «Ветерок», организованного для ребят нашей улицы, были установлены определенные правила. Например, каждый член команды должен был подчиняться капитану, которого выбирали на общем сборе. Ветерковцы решили, что будут следить за площадкой, убирать ее, очищать от травы. Особенно много хлопот было во время подготовки к соревнованиям. Ребята размечали беговую дорожку, готовили прыжковую яму, флажки, пьедестал почета, писали лозунг: «И ты можешь стать олимпийцем!».Существовал у нас и свой флаг с эмблемой. Его торжественно, под музыку (был у «Ветерка» и баянист), поднимали чемпионы улицы. Интересно, что соревнования организовывали сами ребята. Судьи несли полную ответственность за свое дело. В их обязанность входил и контроль за внешним видом спортсменов. Были случаи, когда к соревнованиям не допускались те, кто приходил в неопрятной форме.Ребята подрастали, прежнее название «Ветерок» им уже не нравилось: «Как-то нежно звучит». Тогда появилась «Ракета» и родился новый девиз: «Чтобы в спорте победить, будем мы всегда дружить!». Летом все силы были отданы созданию футбольной команды для участия в городских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч». Спорт настолько сплотил ребят, что даже когда не было тренировок, они не расставались. Всей командой ходили в кино, на речку, играли в шашки, в теннис. Занятия с детьми все больше убеждали нас в богатых воспитательных возможностях уличного отряда. Хотя, что греха таить, находились родители, которые не видели пользы в нем. Однажды, когда я уже студентом пединститута приехал на каникулы и начал собирать юных спортсменов, мать Вити П. высказала мне недовольство: «Опять затеваешь с ними что-то? А сено убирать кто будет?» Но были и другие примеры, когда родители видели в отряде своего помощника. Они поступали иначе. Утром или накануне напоминали ребенку, чтобы не забыл сделать все пораньше и не опоздал на тренировку. Уличный отряд помогал организовать день школьника так, чтобы отдых сочетался с помощью по дому. Отряд с его строгими законами, самостоятельностью подростков делал порой чудеса. Были в моем отряде и трудные ребята. К примеру, о Толе К. ходила плохая слава прогульщика и лоботряса. Попав в наш отряд, он через некоторое время уже возмущался: «Как это можно не прийти на тренировку, подвести ребят?» Мальчишки менялись на глазах. Забота о младших определила и мою учительскую судьбу.
Валерий НАПЕРОВ, директор кооперативного техникума и филиала Российского университета кооперации, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск
Комментарии