21 апреля 2017 года отмечает свой юбилей Вера Калгашкина – почетный председатель Городского совета ветеранов педагогического труда города Москвы, член Общественной палаты по образованию города Москвы, многолетний член президиума Московского городского совета ветеранов войны и труда. Веру Владимировну знают в каждом учебном заведении Москвы, у нее поистине всенародная известность. Сегодня «Учительская газета-Москва» публикует только некоторые рассказы об этом удивительном человеке тех, кто накануне ее дня рождения захотел выразить Калгашкиной свое восхищение. Подборку материалов подготовил ветеран ПТО, отличник профтехобразования Лев Коган.
Я впервые встретилась с Верой Владимировной в 1977 году, когда была назначена директором ПТУ №58 при заводе «Красный богатырь», с тех пор на протяжении всей моей профессиональной деятельности я постоянно получала и получаю ее помощь и поддержку во всех вопросах нелегкой директорской работы.Творческий работник, опытный педагог, грамотный наставник В.В. Калгашкина умело организовывала деятельность руководителей учебных заведений по подготовке молодых квалифицированных рабочих для предприятий Москвы.Особое внимание уделяла развитию дополнительного образования. За последние годы под ее руководством творчески внедрялись в воспитательный процесс концептуальные основы целевой комплексной программы «Я – москвич».В 2004 году при непосредственном активном участии Веры Владимировны на базе московского колледжа №23, где я директорствую уже почти 40 лет, был открыт дом ветеранов педагогического труда, одно из подразделений колледжа, уникальное учреждение, предназначенное для комфортного отдыха и социальной реабилитации педагогов-ветеранов.Ежегодно в доме ветеранов отдыхают 660 человек, бывших работников московского образования. По сложившейся традиции в первый день приезда группы ветеранов на отдых я встречаюсь с ними, чтобы рассказать о колледже, ознакомить с правилами пребывания, тепло поприветствовать их и сказать несколько добрых слов. Как правило, на этих встречах всегда присутствует Вера Владимировна.Общий стаж работы Веры Владимировны Калгашкиной в системе столичного образования составляет более пятидесяти лет. Заслуженный учитель РФ, она за свою трудовую деятельность, а также за заслуги перед Отечеством была награждена многими наградами: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие», «В память 850-летия Москвы», «65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Патриот России», «За вклад в благотворительную и миротворческую деятельность»; нагрудными знаками «Ударник Сталинского призыва», «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»; дипломом лауреата Международной премии имени Н.Г.Небольсина, а также почетными грамотами Департамента образования г. Москвы и ОАО «Мосэнерго» за большой вклад в подготовку квалифицированных кадров для энергетических предприятий города Москвы, президиума Московского городского комитета «Электропрофсоюз» за большой вклад в развитие столичного профобразования, решение социальных проблем молодежи; а также благодарностями Российской академии образования за личный вклад в становление и развитие системы профессионального образования России, благодарственным письмом Федерального агентства по образованию за неоценимый вклад в развитие профтехучилищ и воспитание педагогических кадров, продолжающих славные традиции ветеранов российского образования.В настоящее время Вера Владимировна является почетным председателем ветеранской организации педагогов столицы.С ее участием изданы книги «Наша память живая», «Дело жизни – дело чести», «Эстафета поколений». В.В.Калгашкиной огромен, ее влияние на всех, кому посчастливилось оказаться рядом с ней, неоценимо! Есть Вера Владимировна Калгашкина, и не прервется связь времен и поколений, и мы с верой в сердце будем продолжать начатое дело ветеранов педагогического труда, благодаря которым в России есть самая передовая, инновационная, устремленная в будущее московская система образования.От всей души поздравляем Веру Владимировну с юбилеем, желаем крепкого здоровья, бодрости духа, неиссякаемого оптимизма. Мы все вас очень любим!Зоя ДАНИЛОВА, директор колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФОкончив ФЗУ, девочкой-подростком, в составе комсомольской бригады она на поезде-летучке вывозила с фронта раненых бойцов, участвовала в восстановлении страны в послевоенные годы, много училась, прошла школу работы в «Трудовых резервах», стала одним из руководителей Главного управления ПТО города Москвы.Отвечая за воспитательную работу в профессиональных училищах, Вера Владимировна проникалась заботами каждого педагогического коллектива, проявляла большое участие и высокую требовательность одновременно. Особое внимание уделяла она училищам с общежитиями, работавшим с иногородними подростками, оторванными от семей, детьми-сиротами, ребятами с тяжелыми судьбами. Я много лет проработал в одном из таких училищ – СПТУ №58 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и хорошо помню, как Вера Владимировна могла приехать к нам на утреннюю линейку, весь день пробыть с преподавательским составом, а затем поехать в общежитие и навестить там все 50 квартир, в которых проживали учащиеся. А если дело касалось помощи коллективу, тут у Калгашкиной преград не было – у руководителей базовых предприятий, в кабинетах партийных и советских начальников защищала она интересы родной системы ПТО.Вера Владимировна считала, что дело педагогов в том, чтобы развить у молодежи навыки общения, лидерские качества, гражданскую позицию. Калейдоскоп фестивалей и конкурсов, соревнований и презентаций, вечеров и праздников, патриотических акций, организовывавшихся Верой Владимировной, был грандиозен. Также много внимания она уделяла работе с педагогическими коллективами.Работу с ПТУ Вера Владимировна рассматривала в контексте процессов, идущих в образовании в целом. Не могу не упомянуть в связи с этим, что первой моей публикацией, адресованной московским педагогам, был изданный при поддержке Калгашкиной в 1992 году справочник о центрах детского и юношеского творчества Москвы, нацеленный на укрепление творческих связей общеобразовательной и профессионально-технической школы. Понимая, что дело воспитания молодежи должно носить общественно-государственный характер, Вера Владимировна сплачивала вокруг себя много единомышленников. В сложные 90-е годы, когда пошла переоценка ценностей, особые усилия она потратила на поддержку и сплочение организаторов воспитания, добилась создания городского Совета заместителей директоров ПТУ по воспитательной работе, совместно с МФПС организовывала повышение квалификации работников профобразования на Центральных профсоюзных курсах, поддержала развитие общественных музеев на базе ПТУ, создание Городского музея истории профессионального образования.Будучи молодым руководителем, многое Вера Владимировна почерпнула из уроков руководителя ГУ ПТО Зои Ивановны Солодкой, которую считает своим наставником. Через много лет возглавив городской Совет ветеранов педагогического труда, Вера Владимировна в свою очередь взяла на себя миссию наставника педагогической молодежи. В городском Доме ветеранов педагогического труда, в Доме учителя, в профессиональных колледжах Москвы до сих пор при участии В.В.Калгашкиной проходят встречи педагогов разных поколений, в ходе которых утверждаются традиции профтехобразования, дела, которому она посвятила всю свою жизнь.Сергей ЕВТУШЕНКО, доктор педагогических наук, профессорПроработав под руководством В.В.Калгашкиной не один десяток лет, могу констатировать, что у нее собственный управленческий подход. Она «воспитатель воспитателей».Вера Владимировна всегда самостоятельно занималась с теми, кто принимался на работу заместителем директора ПТУ по воспитательной работе. Все начиналось с собеседования и продолжалось на обязательных курсах повышения квалификации в Институте повышения квалификации работников ПТО Москвы. Более того, каждое лето на базе Учебного центра профсоюзов Калгашкина проводила практико-ориентированный семинар для всех организаторов воспитательной работы: председателей профкомов, преподавателей дополнительного образования, библиотекарей, лидеров учебного самоуправления, научных работников, занимающихся проблемой воспитания.Вера Владимировна всегда сама выступала перед практическими работниками ПТУ г. Москвы. Мне, молодому практику, запомнились ее стратегические определения эффективных методов воспитательной работы: «…у каждого педагога, мастера производственного обучения своя методика воспитательной работы. Ей нужно учиться – у учащихся, родителей, наставников с предприятия, ибо метод важнее результата… Известны четыре базовых метода воспитательной деятельности: воспитание студентов; воспитание делом; воспитание примером; воспитание отношениями. Все идеалы в обществе сосуществуют одновременно, и только воспитание обеспечивает выбор идеалов…»Вера Владимировна обладала и обладает чутьем на новации в воспитательной деятельности. По ее рекомендации из молодых заместителей по УВР лучших ПТУ Москвы была создана аспирантская группа, и Институт теории и истории образования РАО предложил цикл научно-практических экспериментов в ПТУ. Это дело было трудное для всех и не обязательное для Веры Владимировны. Однако она всегда поддерживала тех, кто совмещал практическую и научную деятельность. Мне это помогло защитить кандидатскую диссертацию «Педагогические традиции в коллективе среднего профессионального учебного заведения». В дальнейшем, уже будучи директором НИИ РПО Москвы, я активно сотрудничал с В.В.Калгашкиной, которая возглавляла Совет ветеранов профобразования.При активной и творческой поддержке Веры Владимировны в конце 90-х годов был создан городской Совет зам. директоров по УВР, в составе которого впервые появились партнеры – участники воспитательной работы. Состав совета был достаточно представительным, а его решения (как всегда) носили рекомендательный характер. Но что было важным: это был новый механизм обратной связи, когда практики могли открыто высказать свои критические замечания и предложения по повышению качества воспитательной работы. Участниками таких заседаний были и представители СМИ, что способствовало появлению интересных публикаций. В дальнейшем такие публикации обсуждались на лекциях и педсоветах.Михаил НИКИТИН, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования ИСРО РАО МОН РФЯ более 40 лет знаком с Верой Владимировной, будучи молодым директором в 70-х годах, часто и много советовался с Верой Владимировной по организации учебной и воспитательной работы в училище. Именно благодаря ее советам коллективу училища удалось создать систему гражданского, нравственного, патриотического воспитания, которая позволила училищу занять лидирующие позиции в этом направлении.Самые искренние поздравления и наилучшие пожелания Вере Владимировне в связи с замечательным юбилеем, бодрости духа, неиссякаемой энергии в работе на благо системы профессионального образования и всего московского образования в целом! К моим поздравлениям присоединяется весь инженерно-педагогический коллектив колледжа №26.Юрий КОКАРЕВ, доцент, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, более 30 лет возглавлявший строительное училище №26, ныне колледж архитектуры, дизайна и инжиниринга №26
Комментарии