– …Только бы не было второго тура. Ведь это какие траты! – опасения Нины Ждановой, директора Департамента образования Тульской области, оправдались. Выборы губернатора перенесены на второй тур.
Не буду распространяться о предвыборных перипетиях, дабы не придавать публикации политический оттенок (речь пойдет об образовании). Если я и затронул эту тему, то чисто из корпоративных интересов: незадолго до выборов губернатор Василий Стародубцев распорядился подписать все учебные заведения области на “Учительскую газету”. А их ни много ни мало – 824.
асто бываю в Туле. Нравится мне этот “железный” город. Самобытностью своей, что ли. О его славном прошлом сразу же напоминает транспарант на здании вокзала: “Тула – город-герой”. Здесь делают оружие, варят сталь, выпекают вкусные тульские пряники. И еще. В Тульской области, одной из первых, кстати, среди дотационных регионов, рассчитались с учителями по зарплате.
– Когда это произошло? – мой первый вопрос к Нине Ждановой.
– Начали с сентября 1999 года.
– Если я не ошибаюсь, Тульскую область не миновала волна учительских забастовок, голодовок и митингов, захлестнувшая страну два года назад.
– Было. Зарплату не платили до года.
– Конечно, дело прошлое, но все-таки как удалось расплатиться с долгами? Поделитесь опытом.
– С неба деньги, конечно же, не упали. Область наша – промышленная: литейные, оружейные, химические заводы. Они и вытащили регион из безденежья. Алгоритм, сами знаете, весьма тривиален. (Нина Ивановна – математик. – Д.Е.). Подъем промышленности увеличивает собираемость налогов в областной бюджет, а налоги “кормят” социальную сферу.
– Неравенство для социальной сферы стало нормой. В одной и той же области буквально бок о бок соседствуют богатые районы, в которых зарплату платят вовремя, и бедные, где учителям приходится бастовать, чтобы выбить хоть какие-то деньги. Причем в роли бедных оказались в основном сельскохозяйственные районы. Характерен ли подобный пример для Тульской области?
– Промышленные и аграрные районы существуют везде. Для сравнения возьмем хотя бы индустриальный гигант Тулу и сельскохозяйственный Каменский район. Металлургические и машиностроительные заводы приносят доход при любой погоде, а вот если пшеница в засуху не уродилась – районный бюджет пуст, зарплату платить нечем. Я считаю, необходимо совместное финансирование учебных заведений – соучредительство областной и районной администраций. Но для этого надо внести изменения в Закон “Об образовании”. Вообще закон требует серьезной доработки, которую мы и проводим. На областном уровне.
– А может быть, не стоит заниматься бумаготворчеством, а просто взять финансирование всех учебных заведений в свои руки?
– Это противоречит законодательству. На Всероссийском совещании учителей мы обеими руками голосовали за проект закона “О гарантии прав граждан на образование”, но закон так и не вышел. А ведь там хорошие идеи предлагались. Во-первых – дать образовательным учреждениям статус государственных, во-вторых – приравнять зарплату работников образования к зарплате госслужащих. И где же, позвольте узнать, эти благие намерения?
– Проект застрял в правительственных кабинетах, потому что не соответствует закону о местном самоуправлении…
– Вот видите! А Грефовскую реформу никто не обсуждал – зато она уже в действии. Поставили нас перед фактом – дескать, выполняйте.
– Эксперимент коснулся и вашей области?
– Разумеется, правда, я слабо себе представляю, как с помощью тестов можно проверить знания, скажем, по истории или литературе.
– Я, честно говоря, тоже. Время покажет. Насколько мне известно, Тульская область работает над программой развития регионального образования. Расскажите о ней.
– Основных направлений несколько: преемственность в образовании, патриотическое воспитание, профессиональное обучение, сельская школа. Я, разумеется, не говорю о повышении качества образования в целом – это само собой разумеется. Остановлюсь на каждом из направлений. За последние десять лет практически забыли о существовании такого понятия, как “воспитание”. Этот упрек в полной мере относится и к учителям, которым, разумеется, проще ограничиться термином “образование”. Однако образование – достаточно емкое понятие. Оно включает обучение, развитие и воспитание. Если мы будем пренебрегать последним, потеряем не одно поколение.
– Вы правы. Как говорил Ганс Христиан Андерсен: “Детьми надо заниматься, иначе из них вырастают настоящие разбойники”.
– Прежде всего их надо организовать. Именно поэтому мы решили возродить пионерию. Конечно, незачем повязывать всем красные галстуки и заставлять ходить под барабан. Сейчас демократия. Однако в наших силах построить учебный процесс таким образом, чтобы он воспитывал. В духе традиций нашего славного города. Тула первой среди российских регионов заявила о воспитывающем обучении, которое должны дополнять различные внеклассные мероприятия: кружки, секции.
– Это воспитывающее обучение уже дает какие-то результаты?
– Детская преступность в области снизилась на двенадцать процентов. Согласитесь, это немало. Мы, разумеется, захотели поделиться своим опытом с другими – и приняли участие во Всероссийском конкурсе воспитательных программ.
Сейчас ждем итогов конкурса. Однако программа развития образования этим не ограничивается. Как я уже говорила, Тульская область – промышленная. Заводы воспряли духом и набирают обороты – нужны молодые кадры. Благо, что за время кризиса удалось сохранить учебно-производственную базу. Например, 4-е Тульское машиностроительное училище в этом году приняло четыре группы токарей, а ведь были времена, когда и одну не могли набрать.
В феврале этого года Тульская областная Дума приняла закон “О начальном профессиональном образовании”. Он отнюдь не “безденежный”. Предусмотрены средства, например, на выплату пособий преподавателям (всего около двух миллионов рублей в год), на летний отдых сирот. Согласитесь, мало радости сидеть все каникулы в заводском общежитии.
– Они поедут к морю?
– Нет. Лагеря будут здесь, под Тулой. У нас ведь замечательные окрестности.
– Я знаю. Одна Ясная Поляна чего стоит! А кто берет на себя расходы по профобразованию? Область? Или олигархи раскошеливаются?
– В области 53 образовательных учреждения МПО и 42 ССУЗа и к тому же 13 вузов вместе с филиалами. Без помощи промышленников не обойтись. Раньше каждое ПТУ опиралось на базовое предприятие. Сейчас все возвращается на круги своя, но уже на новом уровне – я имею в виду систему подготовки по договорам. Совершенно логично, что предприятие оплачивает обучение своих будущих кадров.
Чтобы наш разговор не замкнулся вокруг Закона “О начальном профессиональном образовании”, расскажу о третьем направлении Региональной программы – развитии сельской школы. Думаю, вы согласитесь с утверждением: сельский ученик не должен уступать по уровню образования городскому.
– Не должен, но… уступает.
– Почему? Замкнутость. Учителя из глубинки варятся, как говорится, в собственном соку. И это не может не отразиться на качестве образования. Им трудно, да и не по карману приезжать в центр для переподготовки. Но если гора не идет к Магомету – значит Магомет должен идти к горе. Областной департамент планирует регулярные выездные семинары во все, даже самые отдаленные, уголки региона. С одной только целью – научить сельского учителя.
Теперь о средствах обучения. Это еще один аспект, который “выгодно” отличает сельскую школу от городской. Наш губернатор выделил пять миллионов рублей, чтобы Тульская область была включена в президентскую программу по компьютеризации сельских школ. К концу этого года они будут в каждой сельской школе.
– А в какую сумму обойдется региональная программа развития образования в целом?
– Программа предполагает затраты на 300 миллионов рублей в год.
– Реально для областной казны потянуть такие траты?
– Все зависит от того, как будет пополняться бюджет. В принципе реально.
…”Тула – город-герой”, прочел я, обернувшись из окна электрички. Вспомнилась и еще одна метафора: “тулик – железная душа”. Железный надо иметь характер, чтобы быть оптимистом сегодня. Да и согласитесь, небезосновательно – перемены к лучшему вселяют уверенность в завтрашнем дне.
Дмитрий ЕГОРОВ
Статфакт
По данным ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, на 4 апреля 2001 года задолженность перед учителями в целом по стране составляла 5,912 миллиарда рублей. Нет долгов лишь в 30 регионах России.
Комментарии