search
main
0

Вести за собой

Выпускники возвращаются учителями

Вам часто приходилось встречать людей, готовых расхваливать свою работу? А ведь существует на свете профессия, представители которой много раз в течение дня пишут о своей работе, используя эпитет «классная». Речь, конечно, об учителях.

 

Считается, что учитель – это образ жизни, это работа, как сейчас модно говорить, 24 на 7: подготовка к урокам, проверка тетрадей, общение с родителями. То есть практически все время педагог находится на передовой. Наверное, это и есть жизнь, когда ты счастлив от того, что завтрашний день не будет похож на вчерашний.

Быть учителем очень трудно. Тогда почему из года в год в школу возвращаются наши выпускники, окончившие педагогические университеты и колледжи? Есть ведь много занятий, которые не требуют от человека вырывать из груди сердце, как Данко, и вести за собой людей…

 

Ольга Костюкова, учитель начальных классов

Ольга Костюкова всегда знала, что будет педагогом. Она рассказала, что с семи лет мечтала стать учителем начальных классов, ведь перед ней был замечательный пример – ее учитель Татьяна Ивановна Крамских. Шли годы, а желание в целом не менялось. Ольга видела себя в роли то педагога-хореографа, то учителя математики, а вот местом работы в мечтах всегда была школа.

Друзья, родители к выбору Ольги отнеслись положительно, близкие знали, что девушка любит свою профессию и полностью ей отдается.

Ольга рассказала, что, когда входит в класс, всякий раз убеждается в том, что играет важную роль в жизни формирующейся личности, ощущает себя счастливой, нужной, ждет положительных эмоций и никогда не думает о том, когда закончится рабочий день.

Также молодой педагог осознает, что ее понимание семьи, ответственности отличается от видения ровесников, чья работа не связана со школой. Став учителем, Ольга словно сразу повзрослела на несколько лет, ведь семьи у детей очень разные. Есть модели поведения в семье, которые нравятся молодому педагогу, а есть те, которые вызывают непонимание. Как суметь остаться собой, переживая за каждого малыша? В этом Ольге помогает ее собственная семья, а также школьная и танцевальная.

Ольга Костюкова считает, что профессия педагога обязывает быть ответственным и компетентным человеком, дающим прочные знания, прививающим детям любовь и доброту, а также общечеловеческие жизненные ценности, которые станут фундаментом успешности в будущем. А еще учитель, безусловно, – это постоянно развивающийся, совершенствующийся и творческий человек.

Со стороны очень странно выглядит, когда мама просит дать ей совет учителя, который этой маме в дочери годится по возрасту. В подобных ситуациях Ольга всегда благодарит родителей за доверие и старается найти ответ на вопрос, понять, что беспокоит человека. Как человек честный, Ольга дает совет, если уверена на сто процентов, а если считает, что нужно посоветоваться, идет к администрации школы или к опытным коллегам, которые всегда помогут.

Ольга Костюкова работает в школе, где сама училась, и она гордится этим, называет школу родной. Некоторые учителя помнят девушку еще ученицей, и ей теперь очень приятно быть их коллегой. По мнению Ольги, это большая ответственность – работать с людьми, которые тебя уже хорошо знают и помнят ребенком.

У каждого учителя с опытом появляются какие-то профессиональные фишки, находки. Есть они уже и у Костюковой. Поскольку Ольга прекрасно танцует, она научила ребят небольшой, но очень красивой комбинации движений, которые выполнялись во время зарядки. Малыши потом хвастались, что их зарядка самая красивая. На дни рождения Ольга каждому ученику дарит открытку, которую подписывают она сама и все дети. А именинник слушает поздравления одноклассников. Вот и развитие речи!

На вопрос о том, какие есть сложности в работе, Ольга Костюкова с сожалением отметила, что дети очень мало читают, этот вид деятельности для них труден, они практически не знают самых известных сказочных героев.

Ольга Костюкова старается находить время для саморазвития и повышения квалификации. Также она преподает в хореографическом коллективе, где сама воспитывалась. А еще она любит готовить, особенно кондитерские изделия!

 

Анастасия Гонорская, учитель начальных классов

К Анастасии Гонорской решение осваивать профессию педагога пришло после окончания школы, поскольку девушке всегда нравилось взаимодействовать с детьми, делиться с ними своими опытом и знаниями. Анастасия решила стать учителем начальных классов. А еще она понимала, что профессия учителя обеспечивает некую стабильность.

Выбор Анастасии не удивил ни друзей, ни родителей, ведь мама девушки – учитель начальных классов, а несколько одноклассников Насти тоже мечтали о работе в школе. Не обошлось, конечно, и без того, что некоторые говорили: «Зачем тебе это нужно? Это слишком сложная профессия». Но Анастасию сложности не пугали.

Мама педагога – учитель. Это помогает или мешает? Настя уверена, что помогает, ведь ей всегда есть к кому обратиться за советом, помощью, поддержкой.

Анастасия Гонорская рассказала, что, приходя на работу, она понимает, что день будет тяжелый и насыщенный. Но в то же время она всегда радуется, встречая детей, ведь они дарят очень много положительных эмоций, свои улыбки и любовь, рассказывают забавные истории. Это то, за что девушка любит свою профессию.

Став педагогом, Анастасия осознала, что профессия учителя обязывает быть сдержанным, терпеливым, толерантным. Девушке нравится, когда родители обращаются к ней за советом или помощью, так она чувствует уважение с их стороны, что ее ценят и доверяют.

Молодой педагог считает, что учитель должен не работать с детьми, а жить с ними, разделять радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях, должен стараться делать жизнь малышей в школе увлекательной, интересной, незабываемой. А еще Анастасия убеждена, что педагог должен любить детей, быть милосердным, сострадательным. Без любви к ребенку, к ученику невозможно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой.

 

Вячеслав Гельфрейх, учитель русского языка и литературы

Вячеслав Гельфрейх рассказал о том, что свое будущее всегда видел связанным с русским языком. Изначально он хотел даже стать спортивным журналистом. В средней школе юноша начал задумываться о профессии учителя, и здесь серьезное влияние на него оказала его педагог Татьяна Вячеславовна Галкина. Получая аттестат, Вячеслав пообещал, что вернется в школу, но уже в качестве учителя. И вот спустя несколько лет, все-таки поработав спортивным журналистом, но не получив должного удовлетворения, Вячеслав сдержал свое обещание и пришел в школу.

Родители к выбору Вячеслава отнеслись положительно, так как знали о его мечте, поддерживали сына, подсказывали. По словам молодого педагога, без поддержки родителей ему было бы очень тяжело за учительским столом. А вот друзья отнеслись к выбору Вячеслава по-разному: кто-то с удивлением, так как учитель не самая популярная профессия в современных реалиях, кто-то с легкой долей иронии, намекая на то, что учитель скорее заработает проблемы со здоровьем, нежели большое финансовое состояние, некоторые искренне радовались. Однако стоит подчеркнуть, что никто из окружения Вячеслава не отнесся к его выбору негативно.

Вячеслав рассказал, что никогда не входит в класс с холодной головой и спокойным сердцебиением. Каждый урок – это своеобразный вызов. Каждый раз задумываешься: а все ли пройдет нормально, а какой настрой у детей, у тебя самого, не произойдет ли сейчас что-нибудь необычное? Тем не менее этот состязательный момент не пугает, а, наоборот, вдохновляет. Он позволяет быстро адаптироваться и взять все в свои руки. Когда это получается и урок идет по заранее выстроенному плану, когда видишь, что ребята получают удовольствие, сам успокаиваешься и испытываешь только положительные эмоции.

Вячеслав считает, что педагогическая деятельность воспитывает эмпатию. Без нее в педагогической сфере делать нечего. Помимо этого данная профессия обязывает уметь признавать свои ошибки и слабости. Не стыдно сказать, что ты чего-то не знаешь, не можешь сразу дать ответ на вопрос ученика, на том или ином уроке сказал что-то неправильно. Надо просто признать ошибку и ее исправить. Так дети почувствуют, что ты тоже живой, что ты учишься вместе с ними. Самое важное – оставаться человеком, не скрываться под маской профессиональных обязанностей.

И немного об ощущениях. В двадцать с небольшим в один день ты становишься родителем для нескольких десятков детей, и родители спрашивают тебя: «Что мы теперь будем делать?» Однако со временем осознаешь тот факт, что проводишь с детьми столько же времени, сколько они проводят с родителями (а иногда и значительно больше). Дети общаются с учителем на разные темы и видят ту поддержку, которую зачастую не получают от родных. Ты узнаешь ребят с той стороны, какую они скрывают дома. Именно поэтому родители начинают просить совета, спрашивать, как им быть. И здесь нужно соблюдать дистанцию, быть тактичным, уважать устои семьи.

Несколько лет назад Вячеславу казалось, что это будет очень пугающим и ответственным шагом – возвращаться туда, где учился. Но все оказалось намного проще, школа претерпела серьезные изменения. Своим учителям Вячеслав благодарен за то, что они воспринимают его как коллегу, а не как ученика. Это очень помогает чувствовать себя увереннее.

Своей педагогической находкой Вячеслав считает юмор. Педагог понимает, что детям сложно сидеть в школе, постоянно воспринимать нескончаемый поток информации и практически не отдыхать. Именно поэтому Вячеслав решил, что на уроках должен использовать различные комические ситуации, чтобы не только расслабить учеников и поднять им настроение, но чтобы они поняли, что он такой же человек, как и они, любит посмеяться, устает от информации и нуждается в эмоциональной разгрузке. Иногда это заготовки, а иногда чистая импровизация. Здесь, конечно же, нужно соблюдать определенные границы, иначе урок может превратиться в собрание юмористов и потерять свою образовательную функцию.

Сложность преподавания в наши дни, по мнению Вячеслава, состоит в том, что дети дифференцируют изучаемые знания на предмет того, необходимо им это в жизни или нет. И даже русский язык они рассматривают с этой точки зрения, начиная от «зачем мне учить русский язык, если я его знаю с рождения» и заканчивая словами о том, что «этот разбор в жизни не пригодится». Детей можно понять, у них вокруг достаточное количество примеров, когда без знаний, разборов и орфограмм человек добивается успеха (в частности, финансового). С литературой та же проблема. Чтение книг не является чем-то почетным, а глубокий анализ стихотворений и рассказов школьникам представляется пустой тратой времени. Что делать учителю в такие моменты? Вячеславу удавалось на своем примере показать, что чтение книг помогло добиться в жизни поставленных целей, а разговор с человеком, который умело использует богатства родного языка, всегда приятнее, чем беседа с человеком, словарный запас которого ограничен. Вячеслав считает своеобразной победой ситуацию, когда дети берут в руки книгу и читают не к уроку, а по рекомендации учителя.

Главные увлечения Вячеслава – спорт и культура. Он часто ходит в музеи, на выставки, в кино, на концерты, много читает, любит открывать для себя новые места. И он считает, что человеку необходимо получать удовольствие от своего дела, от своей профессии. Как только человек теряет интерес в своей работе, он теряет и мастерство, следовательно, не может показывать максимум. А у учителя в школе такие возможности!

 

Ольга МАРТЫНОВА, учитель русского языка школы №1571

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте