Место занятия в курсе
Занятие (занятия), посвященное способам разрешения проблем, конфликтов, следует непосредственно после изучения основных правовых понятий, так как на практике человек сталкивается с правом, как правило, оказавшись в проблемной ситуации, выйти из которой с помощью других способов не представляется возможным. Практическое право предстает перед учеником действенным инструментом разрешения проблем наряду с другими способами, обычно используемыми вместе с правовыми процедурами или являющимися частью правовых процедур (подходы с позиций интересов и с позиций силы).
Цель
Способствовать усвоению учениками различных подходов к разрешению социальных проблем, отработке навыков ведения переговоров, учить использованию эффективных правомерных ненасильственных способов разрешения конфликтов.
Основные понятия: правомерное поведение, переговоры, медиация, суд.
Компоненты темы
1) знания
назвать подходы к разрешению проблем;
рассказать об этапах переговоров;
объяснить термины: правомерное поведение, переговоры, медиация, суд;
2) умения, навыки
вести переговоры, следуя этапам и применяя волшебные приемы;
выявлять интересы сторон;
3) отношение
задуматься о различных подходах к разрешению проблем и к возможности использования переговоров и выразить свое отношение к этим подходам и возможностям;
4) правовые понятия
правомерное поведение, переговоры, медиация, суд;
5) законы, нормы, права человека
свобода (напр., ст. 22 КРФ);
равенство (сторон конфликта) (ст. 19 КРФ);
право на уважение, личное достоинство (ст. 21 КРФ);
право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ);
6) процедуры
переговоры;
7) общественные проблемы
редкое использование ненасильственных способов разрешения проблем;
отсутствие культуры дискуссии, диалога, спора, разрешения проблем;
отсутствие уважения человека;
8) вопросы внутреннего развития человека
мое отношение к людям, прежде всего в конфликтных ситуациях;
мое желание и способность понять другого человека, его глубинные интересы;
моя способность посмотреть на себя со стороны, выявить мои собственные глубинные интересы
9) дискуссионный вопрос
Какие подходы к разрешению проблем сейчас наиболее оправданы – с позиций силы, правил или интересов?
10) вопросы к размышлению
Какой подход к разрешению проблем чаще всего применяется там, где ты живешь? Почему?
А в твоем классе? Почему? А какой подход ты сам чаще всего используешь? Почему?
Нравится ли тебе решать проблемы силой? Каковы сильные и слабые стороны такого решения проблем?
Принимал ли ты участие в переговорах? С кем и по какому поводу? Что тебе удалось решить, а что нет? В чем сильные и слабые стороны переговоров?
Вспомни, какую проблему ты решил на основе правил и какие правила ты применил? В чем сильные и слабые стороны такого способа решения проблем?
11) конфликт ценностей
быстрота, легкость решения проблемы и глубина, полнота решения;
собственный интерес, интерес другого человека и интерес общества;
12) практические советы, применение
как успешно вести переговоры;
выявлять глубинные интересы;
вести переговоры;
как проводить мозговой штурм;
социальный проект “Центр разрешения конфликтов”;
13) способы разрешения конфликтов
с позиций силы;
с позиций правил (суд);
с позиций интересов (переговоры, медиация);
14) жизненные ситуации
любые конфликтные ситуации и проблемы;
15) общекультурные сведения
жизнь Александра Невского;
16) методики
ролевая игра: демонстрация и имитация переговоров;
17) общественные ресурсы
приглашение психолога, конфликтолога, медиатора;
18) внеклассная работа
экскурсия в конфликтологический центр, в центр разрешения конфликтов, кризисный центр, комиссию по разрешению трудовых споров, третейский суд;
социальный проект “Создание центра разрешения конфликтов в классе и в школе”;
19) оценивание
использование практических советов в ролевых играх;
20) межпредметные связи
история, литература (все ситуации о разрешении конфликтов);
русский и иностранный языки (обороты речи, используемые в общении; составление соглашений; ясность, однозначность, толкование формулировок; переговоры на иностранном языке);
ОБЖ (использование различных подходов к решению проблем – кризисные ситуации, самооборона);
физкультура (подход с позиций правил и силы в решении проблем – единоборства, спортивные игры).
План проведения занятия
1. Введение – 5 мин.
2. Демонстрация “идеальных” переговоров – 10 мин.
3. Ролевая игра “Переговоры” – 15 мин.
4. Обсуждение – 10 мин.
5. Подведение итогов – 5 мин.
1. Введение – 5 мин.
Спросите у ребят: Что такое переговоры? Кто в них может участвовать? Участвовали ли они когда-нибудь в переговорах? В каких случаях и для чего нужны переговоры? Обратите внимание ребят на то, что любой разговор, если он затрагивает интересы участников и направлен на разрешение возникшей между ними проблемы, становится переговорами.
2. Демонстрация “идеальных” переговоров – 10 мин.
Цель – показать ребятам, что такое переговоры, как использовать волшебные этапы и приемы ведения переговоров.
В демонстрации могут выступать специально подготовленные ученики, сам учитель, помощник учителя или приглашенные студенты (или ученики старших классов). Лучше если учитель будет наблюдать со стороны и сможет останавливать демонстрацию для обсуждения и комментирования.
1. Скажите ребятам, что сейчас они увидят пример “идеальных” переговоров. Им нужно будет внимательно следить за ходом переговоров и отмечать, соблюдаются ли этапы переговоров и используются ли волшебные приемы ведения переговоров.
2. Объясните ситуацию: Миша, ученик 8-го класса, последнее время получает двойки и тройки по предмету “Право”. Его мама, возмущенная плохими оценками сына, пришла в школу, чтобы выяснить у учителя, в чем дело.
3. Назовите роли и представьте артистов
Мама (М) Екатерина Семеновна
Учитель (У) Татьяна Васильевна.
Сценарий
1. У: Здравствуйте, Екатерина Семеновна, садитесь, пожалуйста.
М: Ну здравствуйте. Я крайне возмущена вашим поведением! Почему мой сын Миша постоянно получает у вас двойки? Он прекрасный мальчик, вы просто несправедливы к нему. Он должен получать только пятерки, иногда – четверки. И не меньше.
У: Я вижу, вы крайне взволнованы и даже возмущены. Если я вас правильно поняла, вас беспокоят не очень хорошие оценки вашего сына?
Стоп-кадр. Спросите у ребят, на каком этапе находятся переговоры (выступления сторон), какие волшебные приемы использует учительница (вентилирование эмоций и активное слушание). Запишите ответы ребят в таблицу: этапы; приемы.
2. У: Скажите, пожалуйста, почему вас беспокоят его оценки? Хотите, я выставлю ему пятерки до конца года?
М: Да нет же. Я хочу, чтобы мой сын получал заслуженные оценки. Я считаю, что он достаточно умный и способный и может хорошо учиться.
У: Тогда, наверное, проблема не столько в оценках, сколько в учебе? Вы бы хотели, чтобы он получал заслуженные пятерки. То есть хорошо учился, получал новые знания и соответствующие оценки?
Стоп-кадр. Этап – прояснение интересов, прием – волшебные вопросы (зачем, почему, для чего).
3. М: Да, конечно. Я хочу, чтобы мой сын хорошо учился. Чтобы он рос образованным, воспитанным мальчиком.
У: Тогда, может быть, мы с вами обсудим, как помочь вашему сыну лучше учиться и как вы сможете узнавать, заслуженно ли он получает свои оценки?
М: Да, именно это я и хотела обсудить.
Стоп-кадр. Этап – формулирование повестки дня.
4. У: Давайте представим, что в нашей ситуации оказались совсем другие люди, например Лена Морозова. Что бы вы могли посоветовать ее родителям? Давайте попробуем набросать все возможные варианты решения, даже самые невероятные.
М: Это немного странно, но можно попробовать. Например, я бы предложила родителям спрашивать не только об оценках, но и о том, что Лена узнала на уроке. Потом – готовить вместе уроки. Чаще встречаться с учителем – обсуждать, как Лена учится, в чем ей нужна помощь. Еще можно нанять репетитора. Можно приходить и сидеть на уроках.
Стоп-кадр. Этап – выдвижение предложений. Приемы – “вне игры” и “мозговой штурм”
5. У: Теперь давайте посмотрим, какое из этих предложений подходит вам, может быть вами реализовано.
М: На репетитора у меня денег точно нет, на уроки приходить я тоже не могу – работаю целый день. А вот с вами почаще встречаться я могла бы. И спрашивать я, пожалуй, Мишу буду не только об оценках – пусть рассказывает, что вы тут проходите. И домашние задания посмотрю. Но и вы будьте к нему справедливы – я теперь сама за его знаниями следить буду.
У: Вот и хорошо, раз вы так серьезно настроены, то и Мише придется учиться, и мне – быть внимательной. А следующую встречу давайте назначим через две недели.
М: Я обязательно приду.
У: Тогда встретимся в это же время.
М: Хорошо, договорились.
Стоп-кадр. Этап – выбор решения и формулирование соглашения. Прием – тест на реальность.
К концу демонстрации табличка у вас на доске должна быть заполнена.
Еще раз подчеркните, что ребята увидели идеальные переговоры. В жизни такой разговор занял бы значительно больше времени, границы этапов были бы размыты, а волшебные приемы видны не так отчетливо.
Кратко обсудите с ребятами, как волшебные приемы помогли участникам переговоров прийти к положительному результату. Каким еще мог бы быть итог переговоров?
3. Ролевая игра “Бабушка и Иван” – 15 мин.
1. Попросите ребят рассказать историю бабушки и мальчика и назвать факты – то, что произошло. Проследите за тем, чтобы при описании событий они избегали оценок – следует излагать только факты.
Они могут назвать следующие факты:
в поезде ехала бабушка, она сидела на нижней полке;
в купе вошел подросток;
подросток сел рядом с бабушкой;
подросток стал махать кому-то в окно;
у подростка был билет на верхнюю полку;
бабушка попросила его пересесть на свое место;
подросток не хотел пересаживаться, о чем сказал бабушке;
он не хотел пересаживаться, говоря, что на верхней полке ему неудобно сидеть;
бабушка настояла на том, чтобы он пересел;
паренек залез на верхнюю полку;
он свесил ноги вниз с верхней полки;
поезд дернулся;
паренек попал бабушке лаптем в глаз;
у бабушки появился синяк;
бабушка начала кричать и звать на помощь;
паренька увели в другой вагон.
Ребята могут назвать и другие факты, могут сформулировать их по-другому. Важно, чтобы назывались факты, а не их интерпретация, оценка или предположение. Вместе с ними формулируйте факты без оценок.
2. Объявите, что сейчас ребята сами смогут провести переговоры, у каждого из них будет своя роль. Во время переговоров нужно использовать волшебные приемы переговоров и соблюдать этапы их проведения.
Объявите роли и задания для каждого участника переговоров, а также время – 8 минут на проведение переговоров в группах.
3. Разделите учеников на группы – попросите рассчитаться на первый – четвертый. Объедините их в группы по четыре человека. Раздайте роли – первые номера будут бабушкой, вторые – парнишкой, третьи – наблюдателями за этапами переговоров, четвертые – наблюдателями за волшебными приемами.
4. Напомните о табличке на доске (этапы и приемы).
5. Объявите о начале переговоров, следите за тем, чтобы “актеры” не выходили из ролей, следите за временем.
4. Обсуждение итогов переговоров – 10 мин.
Задайте вопросы наблюдателям, к какому результату пришли стороны в ходе переговоров, соблюдались ли этапы переговоров, применялись ли волшебные приемы. Постарайтесь спросить наблюдателей всех групп.
Спросите “бабку” и “мальчика”, смогли ли они договориться, смогли ли понять друг друга в ходе переговоров. Помогли ли им волшебные приемы проведения переговоров достичь соглашения.
5. Подведение итогов – 5 мин.
Попросите учеников вспомнить, что вы вместе делали на этом занятии (наблюдали за переговорами, сами вели переговоры, отделяли факты от оценок).
Еще раз вспомните этапы переговоров, “волшебные приемы”.
Спросите: В чем сильные и слабые стороны переговоров? Часто ли используются переговоры для разрешения конфликтов в классе? В школе? Каковы результаты? Как сделать эти переговоры более успешными?
Посоветуйте ученикам попробовать использовать практические навыки ведения переговоров в конфликтах, возникающих у них между собой, с родителями, учителями.
Дайте домашнее задание. Прочитать беседу 3 (кстати, можно сравнить, как проходили ваши переговоры и переговоры настоящих героев книжки), ответить на вопросы и выполнить задания к беседе. Особое внимание следует уделить подготовке к медиации! На следующем занятии класс превратится в центр медиации.
Варианты дополнительных занятий и упражнений
Подходы к разрешению конфликтов
Попросите шестерых учеников за две минуты заполнить подготовленную таблицу (каждый отвечает за одну ячейку!).
Для учеников это представит проблему: они ограничены во времени (2 минуты), в пространстве (шестеро одновременно не могут работать у доски, заполняя свои ячейки), в ресурсах (ограничьте количество кусочков мела – 1-2 кусочка). Не давайте им никаких комментариев, кроме задания.
Пока ученики работают у доски, спросите остальных:
Почему мы занимаемся конфликтами, изучая право?
Возможные ответы:
Конфликт открывает дверь в мир права. Право возникало из конфликтов. Сталкиваясь с конфликтами, мы вспоминаем о наших правах. Право помогает разрешать конфликты. В конфликте сталкиваются интересы свободных людей, а их границы как раз и определяются правовыми нормами. Нарушение правовых норм – это тоже вид конфликта и т.п.
Через две минуты остановите учеников у доски и спросите, не возникло ли у них проблем с выполнением задания? Какие подходы применили ученики, чтобы решить проблему? Какие еще подходы они могли применить?
Возможные ответы:
проблемы со временем, местом и мелом были решены с позиции силы – самый сильный всех отодвинул и забрал мел, или с позиции интересов – один записал все, что продиктовали остальные, или разделили мел поровну, или разделили время и заполняли таблицу по очереди, или с позиции правил – хотели обратиться к учителю, чтобы он установил или объяснил правила работы…
Прокомментируйте ситуацию
Перед нами типичный пример конфликта. Видимо, в данном случае самый эффективный способ решения – с позиции интересов. Но кто-то один мог добиться успеха (правда, только для себя) с позиции силы.
Теперь рассмотрите сильные и слабые стороны разных подходов, отмеченные учениками в таблице. Можете дополнить и попросить учеников внести дополнения в таблицы в тетрадях.
Подходы
Сильные стороны
С позиции силы
эффективен в экстремальных, опасных ситуациях;
дает быстрый результат;
работает, когда другие подходы уже не действуют.
С позиции интересов:
обеспечивает равенство;
основан на договоренностях;
сохраняет отношения;
решение исполнимо;
обе стороны могут быть удовлетворены.
С позиции правил:
более справедливый;
основан на четкой формальной процедуре;
опирается на возможности государства как нейтрального арбитра.
Слабые стороны
С позиции силы:
нарушает отношения;
порождает желание отомстить;
требует много ресурсов;
провоцирует применение нечестных, негуманных способов борьбы.
С позиции интересов:
требует времени;
требует желания сторон;
решение необязательно.
С позиции правил:
одна или обе стороны могут быть не удовлетворены;
требует времени;
решение может быть не исполнено.
Сделайте вывод: разные подходы имеют сильные и слабые стороны и могут применяться в зависимости от ситуации.
Спросите учеников: Какие подходы наиболее распространены при разрешении конфликтов в классе, школе, в обществе? Почему? Какие можно привести примеры? Как, разрешая конфликт с позиции силы, можно нарушить права человека? Какие можно привести примеры?
Что препятствует широкому применению подходов с позиций интересов? С позиций правил? Что можно сделать для их распространения?
Конфликты: анализ и решение
Используйте любую конфликтную ситуацию в вашем классе, в школе, в местном сообществе.
Вместе с ребятами выпишите на доске только факты, затем – интересы сторон в конфликте. Дайте им возможность свободно высказывать свое мнение. Обратите внимание на глубинные интересы сторон, которые можно выяснить, задавая вопросы “зачем”, “почему”, “для чего”. Исходя из интересов, попробуйте вместе найти подходы и пути разрешения ситуации. Для выработки решения используйте мозговой штурм – попросите учеников высказать все предложения героям истории, а затем протестируйте их на реальность, приемлемость для сторон. По результатам тестирования выберите вместе с ребятами 1-2 варианта.
Попросите кого-нибудь из ребят на несколько минут вжиться в роли героев истории и оценить предложенные варианты.
Спросите учеников: Какие навыки необходимо иметь для эффективного разрешения конфликтов? (Уметь анализировать ситуацию, отделять факты от оценок, задавать вопросы, выявлять глубинные интересы, формулировать предложения, вести переговоры и дискуссии, прогнозировать последствия решений…). Какими качествами надо обладать для эффективного разрешения конфликтов? (Внимательность, терпение и терпимость, хладнокровие, уважение к себе и к другим, доброта…). Какой подход к разрешению проблем чаще всего применяется в классе, в школе? Почему?
Аркадий ГУТНИКОВ,
Виктор ПРОНЬКИН
Комментарии