Красноярск
В начале октября прошел второй цикл семинаров по теме “Специфика образования в области прав человека для учителей, работающих во второй и третьей ступенях общеобразовательных школ и с подростковыми группами”. Он включал три содержательных уровня. Первый – образование в области прав человека в оппозиции к юридическому образованию. Участники прослушали лекции, анализировали материалы международных и российских правозащитных структур; обсуждали источники, необходимые для работы в области прав человека.
Второй – был посвящен особенностям правозащитной деятельности в области прав ребенка. Материалом для анализа послужили так называемые кейсы, разработанные участниками семинара. В них отражалась реальная правовая ситуация в учебных заведениях края. Основные вопросы, которые обсуждали участники: какое право ребенка и кем нарушалось в предложенных ситуациях; какой нормативный материал являлся вспомогательным для доказательства нарушения прав ребенка; каковы могли быть действия разных субъектов для восстановления и защиты прав ребенка.
Третий уровень – “Правовое пространство школы как условие и средство профилактики зависимых форм поведения в условиях учебного заведения”. Слушатели проектировали правовую действительность школы, которая отвечала задачам образования, профилактике зависимых форм поведения.
Екатеринбург
В рамках конкурса “Достоинство гражданина” силами сотрудников и волонтеров центра “Открытое общество”, информационно-правозащитного центра “Мемориал”, юридического объединения “Правовая защита” для школьников города Екатеринбурга проводятся занятия, посвященные образованию в области прав человека. Они работают в содружестве с учителями города и области, которые приглашают их провести занятия для своих учеников.
Молодые юристы и педагоги проводят занятия в виде дискуссии, в ходе которой школьники активно включаются в обсуждение. Они рассуждают о том, какие права и свободы существуют у человека от рождения, почему государство и любой из нас должны соблюдать закон и уважать права и свободы каждого, какие есть права и обязанности у несовершеннолетнего в семье, в обществе, на работе, во взаимоотношениях с милицией, с армией, в области экологии.
Ребята сами рассказывают, какие права человека существуют, какие из них наиболее важны и актуальны, с какими нарушениями им уже приходилось сталкиваться и вообще что они понимают под термином “права человека”. В дискуссии ведущие вносят необходимые уточнения и пояснения, задают подросткам довольно неожиданные и острые вопросы.
Кроме того, учащимся демонстрируется небольшой телесюжет, фрагмент художественного или учебного фильма по проблемам соблюдения права человека на личное достоинство, права на жизнь и др.
Комментарии