Сибирская ассоциация образования взрослых и краевая ассоциация учителей “За гражданское образование” получили грант на проведение межрегионального конкурса детских работ в рамках проекта ООН и МИД России “Развитие образования в области прав человека”. Заявки на участие в межрегиональном конкурсе (регионы Сибири) подали Хакасия, Новокузнецк, Рубцовск, Новосибирск, Барнаул и Красноярский край.
Общей идеей проведения конкурса в регионе стало создание и реализация детских проектов под названием “Я знаю свои права”. Эта социально активная форма, на взгляд организаторов конкурса, лучше других способствует повышению практического интереса и к проблеме прав человека, к углублению знаний ребят. Но главное, что обучение правам человека в этом случае способствует стремлению школьников жить и действовать в соответствии с общепринятыми нормами права.
Еще в сентябре прошли однодневные установочные семинары с педагогами по основам проектной деятельности. Они собрали большие аудитории учителей и администраторов школ (от 11 до 33 человек), которые не просто захотели участвовать вместе со своими учениками в конкурсе по правам человека и научиться проектной деятельности, но и обменяться информацией, мнениями по поводу того, что происходит в центре и регионах с преподаванием обществознания и прав человека.
Интересный опыт накоплен в Абакане, Новосибирске, Новокузнецке. Школы этих городов уже принимали участие во Всероссийской акции “Я гражданин”, во всероссийских олимпиадах по граждановедению и праву. В Красноярском крае ежегодно при поддержке краевых и городских органов образования, краевого общества “Знание” проводятся олимпиады по граждановедению краевой ассоциацией учителей “За гражданское образование”. В 2001 году состоялся краевой конкурс проектов “Я гражданин”, а в июле 2001 года 140 учащихся края прошли обучение проектной деятельности в летнем лагере “Таежный”, где было создано 17 проектов.
В конце ноября завершился второй этап рассмотрения проектов – победителей регионов, лучшие из которых будут представлены на третьем туре в декабре 2001 года. Он пройдет в форме общественных слушаний. Региональные конкурсы показали, что проблемы, поднимаемые учениками в своих проектах, связаны с различными аспектами правового статуса подростков. Это и нарушение их прав в школе, незащищенность в семье, проблема реализации подростками прав потребителя и проблема экономической эмансипации подростков. Сегодня остро стоят вопросы о защищенности детей от наркотической агрессии и праве на самоопределение в культурных привязанностях. Важны и варианты решения правовых проблем, которые предлагают в своих проектах школьники.
В декабре в краевой центр приедут лучшие команды из шести регионов, в которые будут входить четверо учащихся, их учитель и директор школы. Ребята познакомятся с достопримечательностями города Красноярска, посетят музеи. А их педагоги примут участие в семинаре по правам человека, который будет проводиться Институтом педагогики и психологии развития под руководством Б. Хасана.
Люция ЛИТВИНЦЕВА,
координатор проекта по Красноярскому краю
Комментарии