Назначение русского языка как учебного предмета в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие младшего школьника, помочь ему осознать себя носителем языка, свободно и грамотно осуществляющим коммуникацию.
Тема «Состав слова» занимает особое место в начальном языковом образовании школьников, потому что: во-первых, упражнения в морфемном разборе слов оказывают положительное влияние на развитие логических универсальных учебных действий анализа, сравнения, систематизации; во-вторых, наблюдения над составом слова, несомненно, поддерживают интерес школьников к языку и внимание к слову, вырабатывают привычку вдумываться в слово и точно употреблять его в речи; в-третьих, понимание состава слова во многих случаях помогает ученику в освоении орфографических закономерностей.
Изучение темы «Состав слова» предполагает решение комплекса задач, складывающегося из орфографических, грамматических и коммуникативных. В рамках обозначенной темы подробнее остановимся на рассмотрении методических особенностей решения коммуникативных задач.
Коммуникативный аспект изучения темы «Состав слова» реализуется в следующих направлениях:
– обогащение словаря младших школьников (как активного, так и пассивного) новыми словами;
– предупреждение и исправление словообразовательных ошибок в устной и письменной речи младших школьников;
– овладение навыком отбора адекватных языковых средств для осуществления письменной и устной коммуникации.
Знание важных языковых закономерностей, понимание целей и специфики работы по изучению морфемики в 3‑м классе необходимы учителю для организации комплексной грамматико-орфографической и речевой работы. Важную роль при этом играет грамотный подбор педагогом дополнительного языкового материала, необходимого для развития у школьников комплекса коммуникативных универсальных учебных действий.
Ирина ГРИБЕНЮКОВА, учитель начальных классов школы №1582;
Ольга КУРЛЫГИНА, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ
Комментарии