Принимали ли вы участие в «Ночи музеев»? Она началась вечером в субботу 15 мая и завершилась утром в воскресенье. Многие мои знакомые радостно посетили московские музеи и усадьбы. Хорошо, что состоялась музейная ночь в выходные дни, и хорошо, что все мероприятия были бесплатными. Правда, были и те, кто вообще не слышал про такой праздник.
Между тем «Ночь музеев» — международная акция, во время которой многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Приурочена она к Международному дню музеев, который отмечают 18 мая.
Впервые «Ночь музеев» как официальное городское мероприятие была проведена в Берлине в 1997 году. Меня это не удивляет. Берлин — большой современный город, открытый и радостный. Его улицы интересны сами по себе словно музеи. Можно бродить, изучая архитектуру, памятники, мемориальные доски, храмы, просто смотреть по сторонам, любуясь и наслаждаясь. Ночью к тому же всё выглядит более таинственным.
Конечно, в мире много прекрасных городов, но не каждый из них – город-музей. А есть такие, в которых и обычных музеев нет. На мой взгляд, это грустные города.
В России (а, возможно, и в мире) первым придумал «Ночь в музее» для посетителей Дмитрий Александрович Ломаков — основатель московского «Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов». Музей никем не финансировался и существовал лишь на энтузиазме его создателя. Начиная с 1991 года, Дмитрий Ломаков предлагал — в качестве экзотики, для привлечения посетителей — ночные экскурсии в своём музее.
В 1998 году это предложение было опубликовано на сайте музея: «Если вам хочется поразить своих друзей или близкого человека, устроив им приятный сюрприз, то вы можете заказать и НОЧНУЮ экскурсию. И даже со свечами. Наш музей — единственный в России — проводит ночные экскурсии!» Предложением пользовались иностранцы. Но, в целом, желающих было мало. А те, кто иногда заказывал ночное посещение музея, часто были неадекватны или пьяны.
Со временем, примерно в 2005 году, Дмитрий Ломаков мужественно признал свою инициативу неудачной: «В музеи надо ходить утром, днём, вечером. Нормальные люди по ночам спят. А по ночам в музеи ходят в основном….» Но, видимо, иностранцы познакомили с идеей Дмитрия Ломакова Запад. И там это приняли. Появился знаменитый фильм «Ночь в музее». И потом эта идея Дмитрия Ломакова вернулась в Россию уже с Запада.
В прошлом году в связи с карантином, вызванным пандемией COVID-19, акция впервые проходила в онлайн-формате. Трансляция собрала более 2 миллионов человек.
Но вслед за ночью всегда приходит день. Хотя, в нашем случае, День музеев появился на 20 лет раньше. И люди давно привыкли к этому празднику.
Международный день музеев празднуется 18 мая во всём мире с 1977 года. Тогда 11-я генеральная конференция ICOM (International Council of Museums — Международный совет музеев) проходила в Москве и Ленинграде. И музейному сообществу захотелось придумать особенную дату, которой и стал Международный день музеев. Резолюция об этом была принята в том же 1977-м во время Общей Ассамблеи Международного совета музеев (ICOM) в Москве.
Ежегодно событие становилось всё более и более популярным. В последние годы в мероприятии участвовали более 35 тысяч музеев из 145 стран мира.
Мне кажется, все культурные праздники нужны и важны. Но, думаю, что только Новый год можно отмечать всего два раза в году (Новый и Старый новый год), а дни поэзии, музыки, театра, культурного наследия и другие должны быть не праздниками, а частыми событиями в нашей жизни. У многих так и есть. Но опять же, я знаю людей, у кого все эти насущные потребности вовсе не являются потребностями. Они живут без поэзии, не понимают оперу, не признают современный театр. Допустим, и мне многое не нравится в нынешнем искусстве, но мне дорого многое из прошлого, и я создаю своё искусство, свой мир… И музеи люблю с детства, и вся жизнь с ними связана. Конечно, все мы очень разные, и условия нашей жизни разные, и на самом деле есть места, где никаких музеев нет. Но тут же отвечу сама себе, что есть люди, создающие музеи — и посвящённые чему-то или кому-то, и свои домашние музеи. На память сразу приходят домашние музеи Марины Цветаевой и Владимира Высоцкого у Веры Астаховой в Запорожье. Дом-музей Иосифа Бродского в деревне Норинская Архангельской области. Музей чешского художника и писателя Йозефа Лады в чешской деревне Грусице.
Сколько рыцарей музейного дела встретилось мне в жизни! Вспоминаю Елизавету Петровну Семёнову в крошечном новгородском городке Холм, Елену Михайловну Климову из Тарусы, Льва Кивовича Готгельфа из Александрова, Елену Титову из Вологды, Светлану Емец из Судака, Аллу Ненада из Феодосии, сотрудников чеховского музея в Мелихово и многих других. Музеи создавались и поддерживались энтузиастами. В 90-х годах прошлого века нищие голодные люди берегли архивы и подлинные экспонаты для современников и потомков. Да и сейчас нечасто встретишь на просторах России музеи, где хватало бы средств на их содержание и была бы достойная зарплата у сотрудников.
Впрочем, энтузиазм всё больше уходит в прошлое. Меценатов тоже как-то не видно. Время непростое, каждый теперь сам за себя. Молодое поколение хочет зарабатывать и жить по-европейски. Да и музеи изменились. Они технически оснащены, работают по-современному, мера внешнего и внутреннего, зрелищности и духовного наполнения нередко нарушается. То же теперь происходит и в театрах. Я — человек прошлого. Мне не близки гаджеты, технические новинки, интерактивные методы. С трудом принимаю и новорождённые храмы. Гораздо привлекательнее и нужнее моей душе потрёпанные книги, предметы старины, деревянные дома, усадьбы, даже дворцы — с минимумом современных реалий. Наше поколение тоже уже музейное, уходящее, но таков ход истории, ход жизни.
Каждый выбирает по себе. Кто-то считает музеи мёртвой материей, памятником ушедших событий. Это верно только отчасти. Да, музеи хранят наше прошлое. Да, там старые вещи, письма, книги, инструменты, посуда… В век расхламления люди порой становятся слишком прагматичными, живущими только сегодняшним днём. И выносят из дома и из души свидетельства истории семьи, уничтожая память и часто — совесть.
Бесплатное посещение музеев — это, безусловно, хорошо. Но я не сторонница скидок, акций, бонусов. Иногда это приятно, тем более в тяжёлые финансовые периоды. Мне, пожалуй, ближе позиция, что музей и театр нужно заслужить, потому что, когда всё слишком доступно, часто уже и не нужно. Так произошло с хорошими книгами, которые мы не могли достать в советское время. Теперь всё есть, но…
Может ли музейный праздник — дневной или ночной — объяснить многие важные понятия и явления? Не стал ли он сейчас просто развлечением? В любом случае хорошо, что такой праздник есть. И пусть он будет достойным, светлым и радостным.
Комментарии