Русский язык как предмет обладает особым воспитательным потенциалом, позволяющим решать как собственно воспитательные задачи, так и потенциалом, спроектированным на решение обучающе-воспитательных задач, значительно повышающих качество образования в целом.
Наверное, каждый из нас задумывался над парадоксом: человечество придумало огромное количество технических средств, чтобы сэкономить время (сотовые телефоны, компьютеры и т. д.), а времени для живого общения остается все меньше! И такая же проблема и у школьников – у них нет того времени, которое в их возрасте было у нас! Если говорить о детях, мотивированных на учебу и определившихся с профилем обучения (речь идет о старшеклассниках), детях, живущих в Москве, когда время на дорогу в школу, на курсы и т. п. занимает минимум 2,5 часа ежедневно, то уровню их занятости может посочувствовать и взрослый человек с полноценным рабочим днем! Это реальность, с которой нельзя не считаться при реализации любых образовательных инициатив, а значит, урочное время приобретает особую значимость как ресурс для решения комплексных образовательных задач.При всей спорности следующего суждения следует вывод: нецелесообразно проводить большое количество внеклассных мероприятий без учета конкретной ситуации и обстоятельств. Приходишь к этому трудно, борясь со стереотипами и собственными установками. Вопрос дискуссионный и острый: что важнее и нужнее и как выбрать, что необходимо для подрастающего гражданина, а без чего он может обойтись? Сегодня вечер памяти Шаляпина, завтра «Литературный венок России», послезавтра КВН «Вернисаж профессий», после «Веселые старты», День космонавтики – и так до окончания учебного года. И… все нужно? Да. Но «да» только с одной стороны, а со стороны здоровьеразвивающих технологий, со стороны здравого смысла – нет. Надо считаться со временем ученика, это то, к чему педагогическое сообщество, на мой взгляд, пока не готово.«Урок» – слово многозначное (и тут русский язык!). Это и урок о правописании чередующихся гласных в корне слова, и урок прилежания, и урок общения, и урок милосердия, и урок жизни – и это все один урок! Материал для занятия можно подобрать так, что одно предложение, вовсе не обязательно принадлежащее учителю, свяжет урок с актуальной проблемой в социальной, политической, культурной жизни общества, с научно-популярной биологией и т. д. Оно запомнится ученику, прорастет в нем, обернется личностным ростом, поможет принять правильное решение. И ни один предмет больше русского языка не интегрируется в другие предметы, во все явления жизни – мы общаемся, мы говорим всегда и везде, и от того, как и что мы говорим (пишем), зависит наше настоящее и будущее! Значит, урок-обучение и есть урок-воспитание, а правильнее – урок-развитие! И вот тут-то и начинается самое-самое сложное. Надо найти ключ к этому развитию – вот оно, целеполагание самообразования. Создать условия, которые являются оптимальными в каждой конкретной ситуации и позволяют уроку иметь самый максимально возможный коэффициент полезного действия.Уроки-сценарии появились закономерно. Это проявление профессионализма на базе опыта, не скованного догмой консерватизма. Это умение реагировать на подводные течения, присутствующие на каждом уроке. Особое назначение «ключа к развитию» в работе со старшеклассниками на уроках русского языка. Русский язык они уже «изучили». Уже приняли как данность свою и не свою оценку «знаю», «пишу», «да я с рождения неграмотный» и «нам это объясняли». Уже заучили как правильное, но чужое восхищение «великим и могучим» и отделили его от собственной ежедневной потребности или спрятали в закрома, как прячут вещь не на каждый день. Это стартовая позиция для учителя русского языка, начинающего работать в старших классах. И от умения сместить или поменять оценочную парадигму зависит все: отношение к предмету – мотивация – усилия – интерес – познавательная активность – знания – качество образования. Это воспитание в действии, т. е. в процессе обучения. Иначе говоря, данная тема становится темой самообразования, когда понимаешь, что урок – это урок об уроке, это отсутствие морализаторства и присутствие действенного, воздействующего обучения, это необходимость найти такие слова о словах или так их сказать, что ученик услышит старое по-новому.Вопрос воспитания на уроках обучения русскому языку как фактор повышения качества образования стал потребностью в процессе работы и стал ответом на проблемы в работе – вопросы, которые без научного исследования, изучения и экспериментальной деятельности и не решить. Как учить, учась самому у детей, растущих в ином информационном поле, детей других, не воспринимающих так же, как и мы, важное и существенное в окружающем мире? С одной стороны, спасение учителя русского языка в том, что абсолютно все – это материал для изучения и осмысления в старших классах, даже записка, оставленная после урока физики: «Дай, блин, списать 2 вариант». Почему «блин»? Почему «блин» в запятых? Почему это определенно-личное предложение и глагол в повелительном наклонении? И почему нельзя без «блина»? Или можно и нужно?Вопросов больше, чем ответов. Одним из самых сложных является следующий: каким должно быть соотношение текстов-образцов и текстов-реалий (из современной публицистики, литературы и обиходной речи) на уроке? Считаю этот вопрос очень важным и одним из тех, к которым тоже не готово профессиональное сообщество. Работа в составе ГЭП по анализу художественного текста, собственные наблюдения позволили сделать обоснованные выводы. Мы не хотим видеть очевидного: наша опора на отечественную классику не дает того результата, ради которого привлекается на уроки русского языка. Более того, по закону «параллельного действия» А.С.Макаренко результат мы получаем вовсе не такой, а иногда и обратный замыслу. Особенно губительным оказывается впечатление, воспитывающее отторжение к художественной речи, к образцам художественного слова.Уровень грамотности в стране резко понижается. Впору бить тревогу о национальной угрозе. Это смех сквозь слезы горечи. Горечи, оттого что масштабов разрушительной силы безграмотности мы не осознаем и не принимаем меры.Вывод третий – самый трудный: мы не так учим. Это наши ученики так пишут, так читают и так говорят. И вывод этот надо признать, иначе процесс не остановить. Учебников хороших много, литературы методической море, к услугам учителя и ученика оснащенные технически кабинеты, компьютеры и интерактивные доски… А результат?Нельзя обучить не воспитанного обучаться ученика. Можно механически передать ему определенные объемы информации, «вещи не на каждый день», которые не связаны с его личностным ростом, с его жизнью, с его успешностью. А вот развивать можно успешно того, кто воспитался, проникся потребностью сделать знания своими, захотел научиться учиться.Вот над этим и надо работать. Тогда качество образования повысится. Количество всего у нас уже есть, а чтобы количество перешло в качество, надо работать. Образовательную технологию преподавания русского языка в старших классах, позволяющую решать задачи обучения и воспитания, я считаю продуктом творческой деятельности, основанной на результатах экспериментальной работы на протяжении ряда лет и апробированной на нескольких поколениях школьников. А главное – результативной и не имеющей «побочных эффектов».Подытожить вышесказанное хотелось бы следующим. Как учитель-практик, убеждена: воспитание и обучение в образовательном процессе для достижения качества работы являются фундаментом или локомотивом друг для друга попеременно (при этом фазы приоритета могут быть абсолютно разными). Они образуют целостную систему и обеспечивают высокое качество образования только при условии максимально эффективного решения задач обоих компонентов. Вот к этому и надо стремиться.
Комментарии