К тому времени, когда все это произошло, Саше было 15 лет. Проблем с учебой у парня не было: по русскому строго выходила четверка, по алгебре с физикой – больше пятерок, а остальным предметам он особого значения не придавал. Педагоги ценили его как умного и спокойного мальчика, и родители проблем с сыном не знали. Им и без него забот хватало. Кроме старшего парня в семье росли две дочки: восьмилетняя Аня и Аленка, которой только-только исполнилось два года.
Родители были полностью погружены в воспитание девчонок и зарабатывание денег, поэтому приглашение на «маленькое родительское собрание» обрушилось на них как снег на голову. А на повестке дня – Сашкины многочисленные пропуски уроков общим количеством 28, и это только за одну последнюю неделю!
– Ты можешь объяснить нам, что происходит? – нарочито строгим тоном потребовала Ирина Викторовна, Сашкина классная. – Мы за тебя отвечаем, а ты, вместо того чтобы учиться, отсидишь первый урок, а потом уходишь. А родителям наверняка говоришь, что был в школе. Ведь так?
– Да, Ирина Викторовна, так и есть, – чуть не плача подтвердила мама. – Сашенька, что с тобой?! Что случилось, почему ты нас обманываешь? И почему уходишь с уроков?
– А, главное – куда ты уходишь? – спросил папа, пристально глядя на сына.
Ирина Викторовна ничего не понимала, родители, впрочем, тоже. Саша явно врал, а так как он этого не умел делать в принципе, выходило плохо.
«Неужели у него появилась девочка? Так рано?!» – мама смотрела на папу испуганно и тревожно. Поняла, что он думает примерно то же самое (во всяком случае, насчет девочки). «А вдруг она старше Сашки? – переживал папа. – Да если еще и лет на десять! Закружит парню голову, и все – ни тебе института, ни нормальной семьи. Хотя… Где жить, наверное, есть. Ведь ходит же он к ней, считай, на целый день. Где-то они все это время находятся… А вдруг у нее ребенок!..»
Неожиданный конец самым мрачным родительским фантазиям положил сам Саша. Он по-прежнему смотрел в сторону, только голос стал потверже, порешительней. Парень просил не волноваться за него, потому что ничем плохим он все это время не занимался, а просто… «играл в автоматы». Недалеко от школы есть небольшой зал с игровыми автоматами, почти по дороге от Сашкиного дома. Вот там-то он и провел, считай, всю неделю. Точнее, уже третья неделя, как он туда ходит, просто раньше он это делал после школы. А теперь вот – вместо.
– Уж очень меня тянет, – вздохнул Сашка. – Понимаю, что это неправильно, а по-другому не могу. Как бросить, не знаю. Сижу на уроке и думаю, что вот сейчас мог бы ТАМ выигрывать…
…История этого парня закончилась хорошо. Родители и учителя совместными усилиями помогли Саше избавиться от его пристрастия. Парень сейчас заканчивает 11-й класс, готовится к поступлению в университет и мечтает учиться на факультете, связанном с математикой, физикой, а возможно, и компьютерами. О том, как и кто помогал Саше, мы попросили рассказать психолога, принимавшего в этой истории самое непосредственное участие.
Полезные советы
Как освободиться от игровой зависимости
Играя, осознавайте, что вы скорее проигрываете, чем выигрываете. Осознавайте случайность результата.
Не усугубляйте ситуацию проигрыша попыткой отыграться. Большинство игроков не могут оторваться от игры именно потому, что стараются отыграться.
Серьезно воспринимайте школу, работу, семью и друзей. Надо хорошо понимать, что ничто в виртуальном мире их не заменит. Когда мы играем, на бессознательном уровне происходит раздвоение личности: я – реальный – сижу на стуле, а я – виртуальный – компьютерный герой, которому абсолютно все удается. Но живем-то мы в реальном мире! Об этом не надо забывать.
Нельзя использовать азартные игры как способ избегания негативной ситуации. Нельзя играть, если скучно, если устал или взволнован. Надо помнить, что переживание напряжения с одновременной неснимаемой физической разрядкой приводит к нарушению психического здоровья.
Комментарий психолога
Елена ЗОЛОТАРЕВА, педагог-психолог гимназии имени Андрея Платонова, город Воронеж:
– История игр началась вместе с историей человечества. Игральные кости, карты, рулетка – это лишь неполный перечень. Слово «игра» означает тот или иной способ развлечения, но смысл слова меняется, когда игра становится азартной. Желание выиграть какие-то материальные блага в один момент, затратив минимум сил и денег, – вот истоки этого пристрастия. Официальной статистики по игромании в России пока нет, но проблема уже известна. Пока не изучено, что конкретно вызывает пристрастие к азартным играм, скорее, можно говорить о множестве факторов: это и генетическая предрасположенность, которая есть у многих, и социальная среда, в которой находится человек, и изменение материального благополучия.
Любая мания, которая начинает овладевать человеком, меняет его характер, а часто и внешний вид. Изменения в характере Саши первой заметила классный руководитель. Кроме того, что парень начал пропускать уроки и отстал в учебе, у него появилось полное равнодушие к школьным мероприятиям, часто менялось настроение, он быстро уставал, а в отношениях с одноклассниками стал агрессивен и раздражителен.
Началась совместная работа психолога, родителей и классного руководителя. Уже во время первой беседы выяснилось, чем увлекся парень. Так как случай был не запущенный, помощь психотерапевта и курс психотерапии не потребовались. Почти сразу стало понятно, что у Саши нет ни одного серьезного увлечения, на чем он мог бы остановиться и чему мог бы посвящать свое свободное время. Налицо был дисбаланс между эмоциональной и физической нагрузкой с перевесом на эмоциональную. Парню хотелось, не вставая с места, испытать эмоции восторга, удовольствия, увлеченности, досады и гнева. Компьютера в доме не было, и легче всего ему было получить все эти ощущения в игровом салоне.
Что сделали взрослые в данной ситуации? С помощью классного руководителя и родителей были выявлены склонности подростка. Он интересовался техникой. Классный руководитель привлек к занятиям с парнем учителя физики, а потом и информатики. Родители купили сыну книги по радиоэлектронике, это тоже был совет учителей.
У парня была мечта – компьютер в доме. И родители разрешили Саше летом поработать, потом добавили ему денег и купили компьютер. Но сначала они получили несколько советов. Во-первых, родителям рекомендовали строго рассчитывать лимит денег, которые выдавались сыну. А парню надо было объяснить, сколько минусов несет неограниченное пребывание в виртуальной реальности. Например, ему посоветовали вспомнить и записать, сколько денег тратится на игру. И сравнить, что он мог бы купить на проигранные деньги.
Второе, что порекомендовали родителям, это всеми возможными способами подчеркивать чувство семейной общности. Все-таки в их семье недавно родился третий ребенок, и на Сашу, видимо, не хватало времени. Соответственно парню недоставало внимания. Родителям надо было так изменить свое поведение, чтобы он почувствовал всю полноту жизненных проявлений в реальности. Например, папа и мама хорошо пели, а сын – то ли стеснялся, то ли его не приглашали. Когда же после всего случившегося парня буквально уговорили, он с видимым удовольствием стал петь вместе с родителями. Мы порекомендовали родителям сразу обговорить, сколько времени Саша может проводить за компьютером. Некоторым родителям, у кого дети подолгу сидят за монитором, я советую вводить систему бонусов. Например, сделал что-то полезное для семьи или выполнил какое-то поручение – получаешь в награду 15 минут игры (пять, десять – по желанию родителей). Такой подход, в отличие от «я тебе запрещаю!», не травмирует детей.
Комментарии