search
main
0

Веселый алфавит

Как рождается любовь к буквам и словам, а в результате - к чтению

Изменения В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской федерации» говорят нам о том, что рабочая программа воспитания является обязательным компонентом основной образовательной программы дошкольного образования.

Современные требования к уровню дошкольного образования неразрывно связаны с воспитанием. Проводя время в группах, дети не просто получают знания, они развивают свой личный потенциал благодаря достижению целей воспитания. Формирование целостной картины познания мира происходит совместно с выстроенной стратегией воспитания. Эмоциональная составляющая рабочей программы воспитания получает отклик у детей, что способствует наиболее эффективному познавательному развитию.

Развитие детей подразумевает получение знаний с максимально младшего возраста. Многие родители заинтересованы как можно раньше начать погружать малышей в мир букв и беглого чтения. Возникает вопрос: как организовать образовательный процесс таким образом, чтобы в первую очередь это была воспитательная игра? Веселая, заманчивая игра с хорошим пластом базового знания букв алфавита. Для этого нужна методика, позволяющая включать как можно больше возможностей восприятия дошкольника, таких как тактильно-сенсорное восприятие, изобразительное творчество, мышление, а также воспитательная методика, связывающая образовательные области в единую канву.

Осенью в дошкольном отделении «Золотая рыбка» стартовала программа дополнительного образования «Ментальная азбука» под названием «Веселый алфавит». Методика рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Она весьма эффективно показала, что дети с ОВЗ прекрасно справляются с темпом и объемом знаний. Группу из 15 детей посещают 20% детей с ОВЗ и один ребенок-инвалид с диагнозом тугоухость 4‑й степени, пограничная с глухотой, с кохлеарным имплантом. Игровое занятие за счет динамики и увлекательности заданий позволяет детям разного уровня развития активно получать знания, с большой любовью относиться к буквам русского алфавита.

Во время занятий можно заметить формирование у детей мотивации к получению знаний. Дошкольная пора – это старт обучения наших детей, и очень важно воспитать тягу к получению знаний. Дети с каждым занятием все более и более ответственно и заинтересованно начинают себя вести. Воспитанные в самом раннем возрасте качества и умения – работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться друг к другу – поддерживает и развивает методика «Ментальная азбука». Одной из основных задач в воспитании дошкольника является формирование умения прийти на помощь другу, во время занятий «Веселый алфавит» все работают вместе, хоть у каждого результат свой, но нет соревновательности, ведь основной посыл – оказывать помощь друг другу.

 

Ментальная азбука – что это?

«Ментальная азбука «Веселый алфавит» – это образовательная методика, состоящая из нескольких конвергентных блоков. Занятия организованы в виде игры с активным включением сенсорного восприятия, развитием речи и мелкой моторики, а также с воспитанием возможности творчески переосмысливать информацию. К концу учебного года дети получат знания о буквах русского алфавита, научатся отличать гласные и согласные буквы.

«Ментальная азбука «Веселый алфавит» – это первая часть методики, которая учит чтению.

Следующий уровень (или следующий учебный год) посвящен складыванию букв в слоги («Веселые слоги») и далее развитию беглого чтения («Веселые ­книги»).

Основное отличие современных методик от традиционных в том, что «Веселый алфавит» дает первичное ознакомление с буквой. Например, изучая букву «б», дети запоминают звучание и внешний вид, им дается представление о том, что это согласная. Понятия о твердом и мягком звуках ожидают детей на втором уровне («Веселые слоги»). Методика «Веселый алфавит» рассчитана на детей трех-четырех лет и детей с особым восприятием образовательных процессов.

 

Как проходит игровое занятие

Ментальная азбука «Веселый алфавит» состоит из нескольких конвергентных блоков. Методика рассчитана на активизацию мышления, запоминание внешнего вида буквы и попытку воспроизвести написание. Далее идут закрепление написания, переключение восприятия на творчество и подвижная дидактическая игра-повторение.

Кульминация занятия, самый активный для мозговой деятельности конвергентный блок – это написание буквы с повтором в изменении размера на специальных стирающихся карточках. Группа прикладывает максимальные усилия и мотивированно достигает результата.

Всего семь конвергентных блоков, длящихся по времени от 5 до 10 минут. Чтобы был динамичный переход от блока к блоку, необходимо подготовить каждое рабочее место ребенка. Перед началом занятия идет комплектация.

 

Почтовый голубь и многое другое

Воспитанники входят в аудиторию и занимают места за столом. В четком распределении мест нет необходимости. Возникает сюрпризный момент – почтовый голубь приносит письмо с новой буквой. Дети знакомятся, слушают стихи и загадки про новую букву. Вслух повторяют ее звучание. Этот блок активизирует мышление и восприятие на слух. Дается задание услышать в слове первую букву.

Следующий блок активизирует мелкую моторику и зрительное восприятие. Один из самых любимых игровых блоков – волшебный песок. Каждому ребенку предоставляется планшет с мелким песком, по которому можно пальцем написать по примеру преподавателя новую букву. Если что-то не получается, песок можно легко встряхнуть и попробовать заново написать. Методика «Волшебный песок» хороша тем, что идет первичное ознакомление со строением буквы. Ребенок свободно усваивает ее строение без задачи вписать в клетку или соблюсти ровную строчку. Эта система написания очень хорошо подходит для детей с ОВЗ, потому что позволяет интуитивно выбрать размер буквы и тем самым мягко войти в сознание и запомниться.

После ознакомления с буквой на волшебном песке задание усложняется. Детям предлагаются многоразовые карточки-прописи и стирающийся фломастер. В задании сначала надо обвести букву по пунктирной линии, а затем вписать букву в клеточку размером два сантиметра. На фломастере специальная подушечка, позволяющая стереть неточность и переписать правильно. Под клетками на карточке предлагается игра с использованием буквы, которую проходят. Для детей трех-четырех лет написание чего-либо в клеточках очень сложная задача. Пространственно клетка два на два сантиметра является маленькой формой и требует большой сосредоточенности, но благодаря игровому сенсорно-тактильному восприятию на предыдущем этапе детям легко сконцентрироваться, собрать внимание и заставить свою ручку соблюдать границы клетки.

Когда самое сложное позади и мозговая деятельность требует отдыха, занятие превращается в творческую мастерскую. Планшеты, карточки дети отодвигают на середину стола и приступают к художественному переосмыслению буквы. Закрепляются представления о внешнем виде новой буквы через ее лепку. По заданию дети лепят основу, раскатывая и собирая форму буквы, а потом в произвольной форме, включая фантазию, самостоятельно украшают букву массой для лепки контрастного цвета. Высыхая, эта масса затвердевает и позволяет собрать свою личную коллекцию, свой алфавит необычайной красоты.

Ментальная азбука «Веселый алфавит» дает возможность знакомить не только с русским алфавитом. Все европейские алфавиты прекрасно лягут в систему ознакомления и запоминания букв, даже если преподаватель не владеет на хорошем уровне тем или иным языком. Таким образом, можно легко и весело выучить с детьми трех-четырех лет, например, итальянский алфавит.

Завершает занятие веселая дидактическая игра «Волшебный мешочек», в мешочке собраны все пройденные буквы. Они представляют собой алфавит разной фактуры, выполненный из разных материалов, разного размера. Ребенок на ощупь достает из мешочка букву, называет ее и складывает в домик буквы, например, букву «а» кладет уже к ранее вытащенной букве «а». У детей появляется возможность повторить пройденные ранее буквы, назвать их и правильно разместить в домике.

 

Особенности восприятия

Ментальная азбука «Веселый алфавит» – это методика, позволяющая работать с детьми разного уровня подготовки и особенностей восприятия. Зачастую дети с ОВЗ чувствуют свое отставание от основной группы и теряют интерес. Методика «Ментальная азбука» за счет динамичного переключения от блока к блоку, от одной системы восприятия к другой позволяет всем детям каждый раз проявлять свои способности в новом качестве и на новом уровне. Захватывая максимальное количество уровней восприятия сознания ребенка, методика позволяет легко и в игровой форме запоминать информацию.

Занимаясь с детьми по методике «Ментальная азбука», можно увидеть радующие результаты, подкрепленные положительными эмоциями. В детях происходит воспитание умения работать более целеустремленно, проявлять интерес к буквам русского алфавита, воспитывается настойчивость, умение креативно оформлять букву, развивая фантазию.

«Ментальная азбука «Веселый алфавит» признана многими педагогическими сообществами, что подтверждается конкурсными дипломами I степени.

Вера ВЛАДИМИРОВА, воспитатель Школы имени В.В.Маяковского, педагог-психолог, сурдопедагог, автор методики «Ментальная азбука «Веселый алфавит»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте