Наверное, никто не будет спорить с тем, что ясная и четкая речь важна для любого человека. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Между тем, по данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей – языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
ВведениеВ специальной литературе описываются комплексы упражнений для различных групп звуков, представленные в различных сказочных, стихотворных формах. Чаще всего авторы называют их игровыми. Однако ребенок остается в стороне от этих игр, он лишь пассивный исполнитель того, что предлагает взрослый. При этом дети быстро теряют интерес, устают и отвлекаются, эффективность работы заметно снижается.Тем не менее значение игры в дошкольном возрасте невозможно переоценить. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения?Многолетний личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций. Игра захватывает ребенка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.Подбирая материал для работы над звукопроизношением, мы остановили свой выбор на хорошо знакомых всем настольных играх-ходилках, которые очень нравятся дошкольникам. Эти коллективные игры помогают ребенку формировать социальные навыки при общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок активен и увлечен во время игры, что способствует более эффективному решению поставленных коррекционных задач. Игра затрагивает фантазию и воображение ребенка, отвлекает внимание от речевого дефекта, побуждает его к свободному общению.«Веселая гимнастика»Настольная игра для детей 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения, а также с нормой речевого развития с целью работы над дикцией. Игру рекомендуется использовать, когда все артикуляционные упражнения хорошо знакомы детям.В игровой набор входят: игровое поле, фишки, кубик с цифрами от трех до восьми, кубики с комплексами упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков: свистящих (с, з, ц); шипящих (ж, ш, ч); сонорных (л, р);Цель игры: развитие четких координированных движений органов артикуляционного аппарата; повышение мотивации к выполнению артикуляционной гимнастики.Правила: В игре могут принимать участие от одного до трех человек, которые подбираются с учетом того, над группой каких звуков идет работа. Логопед выбирает кубик с картинным изображением комплекса артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенных звуков у детей. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на соответствующее число кружков. Цель игры – быстрее всех достигнуть финиша, невзирая на всяческие неожиданности.Игрокам предлагается бросить два кубика. Кубик с цифрами указывает количество повторений артикуляционного упражнения, выпавшего на кубике с комплексом гимнастики, а также количество ходов, на которое ребенок должен передвинуть свою фишку. Если фишка попадает на зеленый кружок игрового поля – ребенок выполняет упражнения; красный кружок – игра начинается сначала, фишка игрока возвращается на старт; синий кружок – фишка продолжает движение по синим кружкам; белый кружок – выполнение желания ведущего (проговаривание чистоговорки, стихотворения, выполнение упражнения для пальчиковой гимнастики и т. д.). Побеждает тот, кто первым доберется до финиша.Игровое панно может быть использовано в работе над развитием связной речи: составление предложений и рассказов. А также при развитии тонкой моторики рук: детям предлагается прошагать пальцами по кружкам, собрать панно (детали имеют крепление «липучка»).Игра может быть использована логопедом в индивидуальной и подгрупповой работе, а также воспитателями. Игру можно рекомендовать родителям для занятий дома, что способствует максимальной эффективности педагогической коррекции. Очень важно, что в игре помимо отработки техники речи осуществляется развитие коммуникативных возможностей каждого ребенка. Благодаря этому можно более успешно сформировать навык правильной речи.Творчески работающие педагоги могут по подобному принципу подобрать содержание игры, которое решало бы и другие задачи по развитию детей.Н.В.ПОМПЕЕВА, О.А.ЛЕЩЕВА, учителя-логопеды Новоаганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Комментарии