Настоящее пособие рассчитано на работу педагога с учениками в классе музицирования и композиции, отдельные игры можно использовать на уроках сольфеджио в музыкальных студиях, школах искусств. Данный дидактический материал будет способствовать усвоению учениками программы по сольфеджио и теории музыки 1-4-го годов обучения, а также развитию навыков музицирования и композиции, воспитанию сознательного отношения к музыке. Оно представляет экспериментально-опытный материал, основная часть игр в котором является авторской.
Общеизвестно, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно обеспечивать среду для их проявления и роста. Наличие заданий по импровизации, значительно повышающих активность учащихся, способствует созданию эмоционального тонуса на занятиях и лучшему усвоению материала.
Навыки импровизации формируются через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности. В силу своей специфики импровизация способна выявить и развить те стороны музыкальной памяти, которые необходимы как слушателю, так и исполнителю музыки: эмоциональную память, творческое воображение, мышление, чуткость слуха и самостоятельность.
Представленные игры активизируют слуховое восприятие, развивают эмоциональность, творческую инициативу, способствуют развитию музыкальных представлений, помогают тренировке внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, темпа и ритма, воспитывают у детей навыки слухового анализа.
Порядок игр является условным и может изменяться по усмотрению педагога в зависимости от уровня развития группы, а также от необходимости усвоения той или иной темы, соответствующей программы.
Игры NN2, 7, 10 содержат слуховые, интонационные упражнения, в которых педагогу важно постоянно следить за чистотой, точностью исполнения и направлять учеников. Создание живой, творческой атмосферы на уроках является одной из основных задач педагога. При этом, проявляя творческую фантазию, он волен использовать предлагаемый материал по своему усмотрению, дополняя или сокращая его, а также варьируя, меняя поэтический текст и музыкальный материал, предложенный автором.
Поскольку методической литературы по данному вопросу недостаточно, то очевидно, что педагоги нуждаются в авторских пособиях (каковым и является настоящее), освещающих методику творческой работы с детьми.
1. Музыкальная игра “Бегом из Какофонии”
Дети вовлекаются в перевоплощение, в сказку.
Ведущая: Пошла Маша (называется имя реальной участницы) по ягоды, а попала в волшебный музыкальный лес, да и заблудилась. Елки, похожие на восьмые и шестнадцатые ноты, стояли плотной стеной, не давая ей пройти. Ей стало страшно (звучит какофония – хаотическое нагромождение звуков). Вдруг перед ней вырастает чудо-дерево (педагог исполняет напевную мелодию в мажоре); чудо-дерево говорит…
Чудо-дерево: Листочки у меня волшебные, они раскроют тебе секреты теории музыки. Срывай их, но ты не должна видеть, что на них написано.
Деревья (остальные ребята исполняют роль деревьев): Мы сами увидим, когда появится билетик, по какому пути ты выйдешь из леса. Если на нем будут изображены знаки альтерации, длительности нот, восьмая или четвертная пауза, то мы не пропустим тебя. Когда же тебе попадется билетик с половинной или целой паузой, то ты смело шагай и выйдешь из заколдованного леса какофонии (звучат диссонирующие мотивы).
Девочка снимает с пластмассовой елки заготовленные билетики и показывает их картинкой лесу. В порядке очередности ребята (деревья) рассказывают, что на них изображено.
Когда попадает билетик с нужной паузой, то в этом месте “стена леса” расступается, пропуская героиню. В это время девочка пробегает между “деревьями” и звучит мажорная музыка. Все хлопают в ладоши.
Педагог при этом следит за очередностью ребят, вовлекаемых в игру, создает ситуацию успеха, поощряя победителя.
Дидактический материал к игре (2 варианта реквизита): а) елка искусственная, билетики в форме елочных игрушек с изображением длительностей нот, знаков альтерации, пауз; б) яблонька из фанеры или картона с развешанными на ней яблоками, имеющими на обратной стороне изображения нот, знаков, ключей или пауз.
2. Музыкальная игра “Найди меня!”
Детям предлагается ситуация, когда они заблудились в сосновом бору. Выбирается заблудившийся, который кричит “Ау!” либо громко хлопает в ладоши. Группа ребят отвечает, как эхо, повторяя на той же высоте те же звуки. Выбранный ученик импровизирует, поет с разными нетрудными интонациями “Ау!”. Дети стремятся так же точно повторять. Когда он громко отхлопывает ритмический рисунок, они его повторяют.
Затем поочередно свои силы пробуют дети, исполняя мотив для попевки “Ау!” либо придумывают ритмический рисунок. Остальные дети старательно повторяют услышанное. В ходе игры целесообразно использовать маракасы, бубны, трещетки или металлофоны. В том случае, когда дети поют, педагог следит за чистотой интонации, незаметно поправляет голосом или на фортепиано.
3. Музыкальная игра “Познакомимся!”
Знакомство предполагает быть необычным, т.к. каждый ребенок должен не назвать, а пропеть свое имя. Если “знакомиться” будут соседи по парте, тогда они встают, обращаясь друг к другу. Другой вариант – один ученик называет себя всему классу. Педагог, обращаясь к каждому ученику, поет: “Девочка в синем, как тебя зовут?”. При этом каждый раз он поет этот вопрос по-новому. Ученик отвечает так же развернуто, например: “Мое имя Света”, импровизируя мелодию ответа. Преподаватель, обращаясь к разным ученикам, поет свои вопросы, меняя интонацию, лад, размер, а ученик сочиняет ответ в характере, который он ему задал.
Если ученик затрудняется, то ему предлагается сначала певуче произнести свое имя, затем уже пропеть. На первых порах необходимо помочь тем ученикам, которые не поют, а проговаривают свое имя. Можно начать петь вместе с ребенком, обращая его внимание на то, что звуки надо тянуть, при этом не кричать, не шептать, а петь.
Отталкиваясь от речевой интонации, обычно в своем пении ребята произносят имя на низких звуках. Задачей педагога является помочь им спеть найденные интонации в их певческом диапазоне.
4. Музыкальная игра “Времена года”
Предварительно ведется работа с четырьмя ученицами, которые будут изображать весну, лето, осень и зиму. Они должны выучить роль и уметь пропеть стихотворение. Зная текст, они должны также иметь примету времени года, которое будут представлять (зеленые веточки ели или искусственный снежок, цветы или разноцветные листья и т.д.)
Тексты для импровизации:
Мокра земля Тает снежок,
И пусты поля, Зеленеет лужок,
Дождь поливает, Солнце сияет,
Когда это бывает? Когда это бывает?
(Осенью) (Весной)
Лед на реках Солнце печет,
И снег на полях, Клумба цветет,
Вьюга завывает, Горох поспевает,
Когда это бывает? Когда это бывает?
(Зимой) (Летом)
Ход игры. Пришла весна. Педагог просит вспомнить стихи об этом времени года, посмотреть за окно и рассказать, что дети там видят: ручьи, яркое солнце, ребята сняли шубы и гуляют в курточках.
Предлагается вспомнить о прошедшей зиме, ее суровых морозах и метелях, а также сравнить природу зимой и весной.
Преподаватель: Поиграем в игру “Времена года”, в которой 4 загадки. Вы должны отгадать, о каком времени года говорится, и пропеть ответ таким образом: “Это бывает летом (весной, зимой, осенью)”.
В “продвинутых” группах стихи можно давать неподготовленным ученикам, и они импровизируют мелодию на данные стихи. По окончании игры путем начисления баллов (10-балльная система) ребята выбирают четырех лучших исполнителей и награждают самых талантливых красными яблоками, остальных (соответственно исполнению) – зелеными и желтыми.
Дидактический материал к игре: приметы времен года, которые одеваются, как корона на голову, – снежинки, цветок, желтый лист, ветка вербы.
5. Музыкальная игра “На парад мы идем”
Перед началом игры необходимо поговорить с детьми о том, какие парады они видели. Далее педагог предлагает стихотворение, призванное создать настроение у играющих:
Левой, правой! Раз, два!..
Мы шагаем на парад.
Мы шагаем на парад.
Барабанщик очень рад.
Громко-громко барабанит
Полтора часа подряд.
Все ребята маршируют по залу. При этом барабанщик самостоятельно подбирает к музыке ритмическое сопровождение. Пьеса до конца сопровождается таким образом. При этом ученик, изображающий трубача, играет на синтезаторе либо на триоле в тональности, которую определяет педагог, и подсказывает ученику, что в “до мажоре” его клавишами будут “до” и “соль”. При этом ему предлагается импровизировать тему трубы, исполняя мелодию на фоне фортепианного сопровождения и сопровождения барабанов. Трубачей также может быть несколько, в зависимости от того, какие у вас есть инструменты. Все остальные при этом маршируют на месте. При повторе этой игры рекомендуется менять мелодию марша, чтобы эмоциональное восприятие учеников не снижалось.
6. Музыкальная игра “Конкурс композиторов”
Ребята сами выбирают членов жюри, которые должны быть более серьезны и внимательны. Остальная часть участников игры представляет конкурсантов. Большинство ребят – участники конкурса. В игре используются металлофон (на нем будут играть участники из числа начинающих), фортепьяно, баян и аккордеон. По очереди, которая устанавливается жеребьевкой, ребята исполняют, сочиняя мелодии на выбранном инструменте и самостоятельно придумывая название пьес, а жюри по десятибалльной системе оценивает их мелодии. В конце подсчитываются баллы, и ученик, набравший наибольшее их число, становится победителем конкурса и получает приз.
На начальном этапе рекомендуется всем исполнять мелодии на металлофоне, передавая его от одного ученика к другому, так как исполнение и импровизация на нем доступны младшему возрасту.
Дидактический материал к игре: карточки с цифрами от 1 до 10, листы бумаги и ручки для жюри (для жеребьевки).
Нина СИДОРАК,
педагог дополнительного образования
Оренбург
Окончание читайте в следующем номере
Комментарии