search
main
0

Веселые лампочки и умные утюги. Интерактивные учебники помогают рассказать о сложном просто

Безусловно, образовательная деятельность по вопросам энергосбережения требует хорошего методического сопровождения. Однако при всем многообразии существующей на эту тему учебной литературы некоторые группы учащихся остаются неохваченными. Например, это касается начальной школы, для которой тема энергосбережения может оказаться трудной для восприятия и даже скучной. О том, как компенсировать существующий пробел и по-настоящему увлечь юную аудиторию сложной темой, «Учительской газете» рассказал руководитель проекта по созданию учебного пособия «Учимся беречь энергию» компании «Кирилл и Мефодий» Яков ГЕРШОВИЧ.

– Яков Григорьевич, чем, на ваш взгляд, обусловлено сегодняшнее внимание к вопросам энергосбережения в образовательной сфере?- Я думаю, что это связано в первую очередь с тем, что сегодня, чтобы привить гражданам нашей страны навыки энергосбережения, нужно начинать с образовательной сферы. Кто, как не учитель, сможет правильно это сделать? Особенно если речь идет о самой восприимчивой аудитории – учащихся начальных классов. И начинать надо именно с них. Ведь взрослые люди очень консервативны.Сегодня, когда мы пришли к бездумному потребительскому отношению ко многим вещам, и в особенности к ресурсам, самое время вернуться к полезному опыту прошлого. Постепенно это позволит сделать производство товаров конкурентоспособным и окажет благоприятное влияние на уровень благосостояния каждого человека, да и, собственно, бережливое отношение к ресурсам своей страны – разве это не признак патриотизма, о котором мы так много и часто говорим? Так что надо начинать, и начинать с молодежи.- Каким образом вы решили помочь подрастающему поколению осознать важность добросовестного отношения к энергии?- Когда наша компания приступила к работе над учебным пособием по энергосбережению, мы прекрасно понимали, что как эксперты в области разработки образовательных программ и учебников мы можем создать некий новый по формату и содержанию продукт, который позволит педагогу рассказать школьникам об этой непростой теме наглядно, информативно и современно. В итоге мы придумали интересное, на наш взгляд, сочетание печатного и электронного компонентов и создали, по сути, полноценное учебно-методическое пособие по энергосбережению под рабочим названием «Учимся беречь энергию». Печатная и электронная части комплекта дополняют друг друга. Однако если печатная больше выполняет развлекательную функцию – акцентирует внимание ребенка на отдельных вопросах в стихотворной, красочной форме, то электронный учебник содержит в себе обстоятельную информацию.- На какую аудиторию ориентирован учебно-методический комплект?- Как я уже говорил, начинать работу по развитию навыков энергосбережения у детей нужно с раннего возраста. И все же мы решили обратить свое внимание на 3-и и 4-е классы. Этот возраст показался нам оптимальным, поскольку школьники уже получили определенный базис на уроках по дисциплине «Окружающий мир», ориентируются в ряде смежных вопросов, а значит, с ними можно говорить уже более серьезным, взрослым языком и давать больше информации. Хотя с помощью учителя и дополнительного методического пособия, которым мы снабдим комплект, все классы начальной школы могут пользоваться нашими учебными материалами. Кроме того, охватить эту аудиторию показалось важным, поскольку для нее пока еще не разработано ни одного учебника по этой теме. Существуют издания только для старших классов, начиная с 8-го. Так что мы надеемся, что наши разработки будут востребованными.- Каким образом строится содержание учебного комплекта?- И печатный, и электронный компоненты состоят из десяти разделов, которые освещают вопросы, связанные с производством, потреблением и бережливым отношением к энергии, начиная с добычи огня первобытными людьми и заканчивая проблемами потребления энергии для будущих поколений. Среди наиболее интересных разделов можно назвать, например, такой как «Энергия путешествует», где мы расскажем ребятам об использовании энергии Солнца и ее превращении в другие виды энергии. Думаю, весьма интересными, полезными и близкими каждому окажутся также разделы «Энергия у тебя дома» и «Мы едем, плывем и летаем», поскольку строиться они будут на обсуждении объектов, с которыми ребята сталкиваются в повседневной жизни, например, включая дома компьютер или отправляясь в школу. Каждый сможет задуматься, какой энергичной «жизнью» живут окружающие нас предметы.Разделы включают в себя несколько тем. Все они подготовлены таким образом, что их содержание может как стать подспорьем для целого урока, так и послужить хорошим дополнением к теме по любому предмету. В особенности это касается богатого иллюстративного материала, на подбор которого педагогу обычно приходится тратить немало времени. Материалы нашего электронного учебника позволят его сэкономить.Каждая тема будет состоять примерно из восьми блоков, включающих тексты и иллюстрации (рисунки, фотографии, анимация, видеоматериалы и т. д.). Естественно, что в содержании темы будут не только теоретические, но и практические блоки с упражнениями, которые будут нацелены как на закрепление пройденного, так и на проверку знаний школьника по теме.- Является ли разрабатываемое пособие уникальным? Или за основу его были взяты уже имеющиеся разработки?- Естественно, сначала мы проанализировали, что и как преподается по теме энергосбережения в 3-х и 4-х классах. В поле нашего зрения попали классные часы и внеурочная деятельность педагогов, а также специализированные кружки и занятия в центрах энергосбережения. Однако все это не имело системного характера, разговор на тему занимал немного времени, материал и темы выбирались произвольно, и чаще всего речь шла именно о правилах энергосбережения в быту.Нашей задачей изначально было формирование основ и навыков энергоэффективного поведения, создание базиса для полноценного образовательного и воспитательного процесса. Именно поэтому мы пригласили к созданию комплекта специалиста с большим опытом проведения занятий для учеников начальных классов по этой теме. Это директор эколого-просветительского центра «Воробьевы горы» кандидат педагогических наук Алексей Крылов. Он занимается у нас общей редакцией электронного учебника. Также к работе над изданием приглашена кандидат физико-математических наук, преподаватель физики и естествознания, автор инновационного учебно-методического комплекса «Естественно-научное образование» и курса «Основы естественно-научных исследований» гимназии №1567 г. Москвы Елена Африна. Они сами подобрали педагогов-консультантов, вместе с которыми мы работали над темами и текстами. Нам помогали представители международной сети национальных экологических общественных организаций «ШПИРЭ». Таким образом, общими усилиями мы разработали сбалансированное содержание, которое отвечает всем образовательным требованиям по данной теме, а также учитывает уровень восприятия информации школьниками 3-х и 4-х классов.- Как вы планируете заинтересовать детей такой сложной темой, как энергосбережение?- В создании учебно-методического комплекта участвуют весьма опытные в подготовке подобных учебных продуктов люди. Например, над печатным изданием у нас работает известный детский писатель Андрей Усачев, у которого уже есть опыт в создании таких учебных пособий, как «Правила дорожного движения», «Основы безопасности жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация прав человека», «Мои географические открытия». Мы надеемся, что благодаря его стихам подготовленное пособие будет не только полезным, но и увлекательным для ребят.Также мы пригласили к сотрудничеству замечательных художников. Это художник-карикатурист, автор иллюстраций к множеству детских книг Николай Воронцов, который участвует в разработке печатного пособия, и Евгений Нитусов – он работает над электронной версией.- Будут ли в учебно-методическом комплекте использоваться интерактивные инструменты?- Да, мы ввели в электронное пособие анимационных героев-помощников, которые будут вести ребят по содержанию. Так, например, наши художники уже разработали облик одного из основных героев – инженера-электрика в оранжевом комбинезоне. Еще у нас есть забавные, почти сказочные помощники: веселая энергосберегающая лампочка, которая любит задавать вопросы и получать правильные ответы; мудрый дядюшка утюг, который дает советы и предостерегает в нужный момент; маленький персональный компьютер, который все знает и всегда готов подсказать ответ, и т. д. Каждый из этих героев выполняет какую-то свою функцию, помогая ребятам более объемно и структурированно воспринять материал темы.- Сегодня, когда затрагивается вопрос необходимости разгрузить портфель школьника, не будет ли целесообразным выпустить весь комплект в электронном виде?- На самом деле наш методический комплект отвечает этим требованиям, ведь все материалы – от самой книги, которая выйдет в печатном виде, до методических рекомендаций для учителя – можно будет скачать на локальный компьютер с сайта проекта либо воспользоваться ими в режиме on-line.- Когда запланирован выпуск изданий?- На декабрь этого года. Но сначала мы должны протестировать и в случае необходимости доработать их. Уже создан список из 40 школ по всей стране, которые будут привлечены к тестированию формата и содержания. Они получат пособия, а в некоторые учебные заведения приедут наши специалисты, которые проведут мастер-классы для педагогов и открытые уроки. Думаю, что в итоге мы создадим хороший рабочий продукт, который будет полезен учителю и интересен школьникам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте