Каждый свежий номер «Учительской газеты» я начинаю с чтения «Первых ста строк» Петра Григорьевича Положевца. «Первые сто строк» из №51 от 23 декабря 2014 года я прочла несколько раз. Может, размышления о самоидентификации оказались очень нужными в конце года, когда каждый человек подводит итоги. А может, просто совпали какие-то внутренние импульсы с тем, что отозвалось каждым словом из умной статьи умного человека. В любом случае, рука потянулась к перу…
Результаты опроса родителей о роли и функции учителя подтвердили собственные предположения: зачастую родители действительно считают приоритетными качествами учителя терпение и доброту, а не профессиональную и педагогическую компетентность. Мне кажется, это стремление компенсаторного свойства: часть из них, сражаясь на «финансовых фронтах» практически круглосуточно, просто делегирует свои полномочия по воспитанию и созданию «теплой домашней атмосферы» школе. При этом как-то напрочь забывается, что тот же ЕГЭ (подготовка к нему – приоритетная, по мнению родителей, задача образовательных организаций!) выпускники будут сдавать по предметам, а не по вопросам соблюдения психологического комфорта в школе. Вот и получается, что современный учитель, если он крепкий профессионал, прочно зажат между молотом и наковальней: выдай результат, но в личное пространство ребенка с требованием усердной работы не вторгайся.Поймите меня правильно: я говорю здесь о разумном насилии. Ребенок в целом существо ленивое (как, впрочем, любой человек). Мощная мотивация, чтобы серьезно заниматься литературой (а значит, успешно написать сочинение-рассуждение на ЕГЭ), есть у единиц. А сдавать экзамен и писать полноценное сочинение по литературе придется всем.Вот и мечутся в своей «сфере творчества» по лабиринтам инноваций «пожилые женщины в возрасте 40 лет» (спасибо Петру Щедровицкому за определение!).Я одна из них. Когда «событие года» – возвращение литературного сочинения – стало реальностью, я, признаюсь, обрадовалась. Мне по-прежнему мало двух уроков литературы в неделю, но ведь есть внеурочное время, литературные конкурсы, предметные олимпиады, интернет-акции, такие события, как Год культуры, Год литературы, которые наполняют рабочее пространство качественно новым содержанием.Естественно, что я, как филолог, задумалась: каким для меня и моих учеников станет Год литературы? «Дорожную карту» для себя разрабатывала, во многом используя материалы очень интересной статьи (спасибо любимой «Учительской газете»!) «В преддверии Года литературы» (№51, 2014 г.).Встретить это знаменательное событие мы с ребятами решили театральным творчеством (идея проекта «Театральный олимп»). Небольшая ремарка: каждый год я как классный руководитель ставлю спектакль, который мы готовим полгода. Это наш творческий отчет и одновременно поздравление родителям, учителям, друзьям с Новым годом. Если в пятом классе это была «Рождественская сказка», в шестом – уже кругосветное новогоднее путешествие «Самый жаркий Новый год». В седьмом классе ребята вышли на большую сцену актового зала школы с новогодней мистерией «Дети в Интернете, или Дедушка Мороз.ру». А в восьмом классе решились на совместное мероприятие с детской школой искусств им. И.О.Дунаевского, где на подмостках настоящей профессиональной сцены, куда приезжают таланты из областной филармонии, блещут дарами вокала и хореографии «звездочки» родного города, восьмиклассники поставили фантастический новогодний спектакль «Дед Мороз ищет таланты, или Путешествие в Фантазию».Накануне Года литературы я долго и мучительно подбирала необходимый материал.Озарение пришло внезапно: Леонид Филатов! «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца»! Вместе с радостью открытия пришла тревога: а осилим ли?Оказалось, что выучить объемный текст – всего лишь первая задача в нашем нелегком, но благородном деле. Нужно было найти сцену, которая позволила бы менять многочисленные декорации, создать эти декорации, решить вопросы с реквизитом, найти или сшить костюмы, воплотить идею интерактивного сопровождения спектакля, решить вопросы свето- и звукомонтажа. В активе были только идеи и энтузиазм, все остальное стало задачами, которые предстояло решать.Чтобы создать декорации (за время спектакля мы меняли их 19 раз), мы привлекли на помощь всех, кто откликнулся с 7-го по 10-й класс. Рисовали в коридорах и студиях местной школы искусств под руководством преподавателя художественного отделения Панасенко Е.В., которая уже много лет активно откликается на все наши идеи.Монтаж интерактивного сопровождения обеспечили мои мальчишки, сумевшие доказать, что современная молодежь умеет разнообразно использовать медиаресурсы. Девочки поставили народные танцы, органично встроили их в структуру спектакля. Кстати, за помощью они обратились к хореографам образцового ансамбля «Изабель», и это сотрудничество принесло довольно убедительные результаты.Поскольку мы задумали поставить спектакль по литературному произведению, перед нами встала задача не просто выразительно прочитать авторский текст, но и убедительно вжиться в образы, передать особенности художественного воплощения авторского замысла. Каждый учитель литературы знает, что это, наверное, самое сложное в нашей профессии. Что мы делали? Вместе и порознь слушали интернет-вариант телеспектакля с участием Леонида Филатова, обсуждали особенности героев и читали критические этюды по актерскому мастерству.Надо сказать, что родители вместе с нами жили этим спектаклем два месяца интенсивных репетиций, шили костюмы, искали необходимые атрибуты. У некоторых детей роли были просто крошечными (английский посол, жених-людоед, олень Золотые рога, Тит Кузьмич и Фрол Фомич, То-Чаво-Не может быть и др.), но ребята так ярко и убедительно сыграли их, так поработали над образами, что они стали не менее яркими, чем образы главных героев – Федота, Маруси, Царя, Бабы-яги, Генерала. А в то, что Няньку играла девятиклассница, а не профессиональная взрослая актриса, не могли поверить не только зрители спектакля, но и те, кто смотрел его на Youtube (об этом меня спрашивали в «Гостевой книге» на моем сайте).Спектакль вышел на славу. Зрителей было столько, что в актовом зале школы искусств не хватило мест, и наши гости плотной стеной стояли в конце зала и в проходах между креслами. Конечно, мы изготовили и пригласительные билеты, и настоящую двухполосную театральную афишу (все, как в настоящем театре), но вход был свободным. Мы рады, что к нам пришли новые ученики нашей школы – украинские беженцы (город у нас пограничный, и эта проблема стоит сегодня остро). Порадовать людей в наше непростое время самым дорогим (творчеством души) – сложная и благородная миссия, так мы решили с ребятами.Почему я написала об этом? Потому что убеждена: сегодня, когда перед обычным учителем правительство ставит грандиозные задачи: возвратить молодого читателя к великой и священной русской литературе, научить ценить и любить наше неповторимое культурное наследие, активно и деятельно пропагандировать лучшие образцы отечественной прозы и поэзии, – так вот в это сложное время не нужно мученически заламывать руки и стенать о своей тяжелой педагогической доле. Главное, мне кажется, не бояться начать складывать цельную картину мира, в котором пазлами-задачами станут и совместное чтение внепрограммных произведений, и театральные праздники, и воспитание деятельного милосердия к тем, кто в беде.P.S. Интернет-версию спектакля можно посмотреть по ссылкам:Первая часть – www.youtube. com/watch?v=6txzsUAiXjEВторая часть – www.youtube. com/watch?v=f1vZhOwMClcТретья часть – www.youtube. com/watch?v=EHV7PoUvu6AСветлана КОЛЕСНИЧЕНКО, учитель русского языка и литературы средей школы №9 города Гукова Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Комментарии