– Борис Всеволодович, стартует Год учителя, что это значит для области? – Это значит, что повсеместно в стране, и наша область не исключение, все мы лицом повернемся к учителю, к проблемам учительства, образования в целом. К этим людям, профессионалам, энтузиастам, просветителям я всегда относился с большим уважением. У нас хорошие учителя, и мы в регионе создаем условия, чтобы они могли проявить свои таланты во всей полноте. Большим успехом для нас стали результаты конкурса «Учитель года России» в уходящем году. Член клуба «Педагог года Подмосковья», победитель конкурса «Педагог года Подмосковья» 2008 года Вадим Александрович Муранов из Ногинска стал лауреатом конкурса, войдя в пятерку лучших! Это также служит подтверждением высокого уровня подмосковного учительства.
Успешно в течение нескольких лет Московская область участвует и во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России». Все пять лет проведения конкурса в числе лауреатов были представители Подмосковья, а первым абсолютным победителем конкурса «Лучшие школы России» в 2005 году стала гимназия «Дмитров». Гимназия стала не просто победителем конкурса – ей было присвоено звание «Школа школ».
– Каждое здание имеет фундамент. Как вы думаете, на чем базируется образование региона?
– Фундаментом школы служит дошкольное образование. В Московской области продолжается рост числа детей дошкольного возраста. По состоянию на 1 января 2009 года их общая численность на 25 тысяч больше по сравнению с прошлым годом. Увеличение количества детей связано с повышением рождаемости и миграцией населения. Это обстоятельство повлекло за собой рост очередности детей на получение дошкольного образования.
По результатам мониторинга охват детей дошкольным образованием составляет 66,7 процента. Количество детей, стоящих в очереди на устройство в детские сады в возрасте от трех до шести с половиной лет, – около 42 тысяч.
Во всех муниципальных образованиях разработаны целевые программы по развитию сети дошкольных образовательных учреждений на ближайшие 5-10 лет. Эти программы наряду со строительством новых детских садов предусматривают возврат в систему дошкольного образования зданий детских садов, использующихся не по целевому назначению, ранее перепрофилированных на необразовательные цели.
В рамках предшкольной подготовки параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования в муниципальных образованиях Московской области апробируются новые модели – дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, культуры.
В дошкольных образовательных учреждениях Московской области функционируют группы по коррекции здоровья детей, имеющих нарушения физического и психического развития. В регионе есть группы коррекции нарушений речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха, интеллекта.
– Вы говорите, что некоторое количество детей переехало в Подмосковье с родителями? Они нашли здесь работу. А как обстоят дела с подготовкой кадров?
– Рассматривая всю сеть учреждений профессионального образования разной ведомственной принадлежности, расположенных на территории Московской области и формирующих единое образовательное пространство, нужно отметить, что их общее количество приближается к 400: среди них 108 федеральных, областных и негосударственных учреждений среднего профессионального образования, более 150 высших учебных заведений с филиалами и представительствами.
Выпускники всех наших 80 профессиональных училищ и 19 лицеев в текущем году устроились на подмосковные предприятия, продемонстрировав достойную квалификацию по 90 профессиям и более 200 специальностям.
К самым популярным рабочим профессиям сейчас в области относятся автомеханик, повар, сварщик, электромонтер, парикмахер. Эти профессии привлекают молодежь и востребованы работодателями.
Выпуск специалистов среднего звена в 2009 году – 3841 человек, из них 53,5% трудоустроены, 20% – призваны в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, многие продолжат обучение в вузах.
Хочу отметить, что количество бюджетных мест в учреждениях профессионального образования области стабильно и не снижается, что полностью соответствует установке Правительства Российской Федерации.
В системе профессионального образования Московской области накоплен определенный опыт в системе частно-государственного партнерства. Так, например, большую работу с социальными партнерами проводит профессиональный лицей №95. Здесь осуществляется интеграция инновационных образовательных и современных производственных технологий сельскохозяйственного профиля в процессе подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов для предприятий АПК. На базе лицея создается передвижной учебно-производственный механизированный отряд из состава обучающихся.
Профессиональный лицей №73 проводит большую работу по практическому обучению с последующим трудоустройством на предприятие официального представителя крупнейшего автомобильного концерна «Вольво». Профессиональный лицей №26 обслуживает ракетно-космическую корпорацию «Энергия» и предприятие «Тактическое ракетное вооружение», готовя токарей, фрезеровщиков и монтажников радиоаппаратуры и приборов.
Сегодня деятельность учреждений профессионального образования региона определяется нацеленностью на реализацию плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств Московской области. В соответствии с этим планом разработаны типовые штатные расписания, проведена оптимизация штатной численности сотрудников и реструктуризация сети образовательных учреждений, а также определены учреждения, которые будут переведены в статус автономных. Все эти меры непростые, они требуют от Министерства образования Московской области максимальных усилий по снижению социальных рисков.
– Рабочие кадры сегодня в дефиците, что ж удивляться спросу на них? А находит ли применение себе вчерашний студент?
– Важное направление по снижению риска нетрудоустройства – это организация стажировок выпускников вузов после окончания учебного заведения. В 2009 году 35% выпускников Международного университета природы, общества и человека «Дубна» направлены на стажировки на предприятия инновационного сектора экономики Московской области. За прошедший год службой университета по трудоустройству оказано свыше 450 консультаций. Студенты обращались за помощью в составлении резюме, посещали семинар по технологии трудоустройства.
Систему мер, помогающую выпускникам найти работу, осуществляет Коломенский государственный педагогический институт. В течение 3 дней в апреле 2009 года в КГПИ работала комиссия по трудоустройству, возглавляемая ректором Алексеем Борисовичем Мазуровым. В работе комиссии приняли участие представители управлений образования юго-востока Московской области, директора школ и профессиональных училищ.
Хороший пример работы с будущими педагогами показывает Московский государственный областной гуманитарный институт в Орехово-Зуеве. Здесь организована работа со школьниками, в том числе через создание в базовых школах педагогических классов. В результате в вузе успешно осуществляется набор на педагогические специальности, в том числе естественно-научного цикла, широко используется получение второй педагогической специальности, а выпускники вуза не испытывают проблем с адаптацией в школе.
– Мы все ближе к большой дате – 65-летию Победы. Расскажите о той роли, которую играет военно-патриотическое воспитание школьников.
– Областных акций, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне, много, и большинство из них стали за последние годы традиционными. Так, например, при участии Московского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов 6 ноября 2008 года в Кадетской школе города Люберцы состоялось торжественное мероприятие, посвященное национальному празднику – Дню народного единства, в котором приняли участие 120 ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн.
В школах области действуют 304 детских объединения патриотической направленности.
Одним из уникальных явлений отечественной системы образования стали школьные музеи, которые играют большую роль в нравственном, патриотическом и гражданском воспитании школьников, выступающих в качестве создателей и соавторов экспозиций. Всего в Московской области в настоящее время функционируют 555 школьных музеев, из которых 214 музеев военно-патриотической направленности (музеев боевой и трудовой славы).
В марте – июне 2009 года областным Центром развития творчества детей и юношества был проведен областной конкурс литературно-творческих работ «Никто не забыт, ничто не забыто». Это дань памяти и попытка выстроить связь поколений. В нашем регионе активно поддерживаются идеи сохранения и приумножения семейных ценностей, а также мы стараемся научить думать о своей безопасности и безопасности близких. Не пренебрегаем для этого никакими возможностями.
– Год учителя также будет богат разнообразными конкурсами и другими интересными мероприятиями?
– Торжественное открытие Года учителя состоится в рамках фестиваля педагогического мастерства победителей и лауреатов областного конкурса «Педагог года Подмосковья». Мы наметили много интересных встреч. Какие-то наши традиционные акции обретут новое звучание, что-то удивит и обрадует жителей Подмосковья оригинальностью. Пройдет смотр-конкурс педагогического мастерства работников образовательных учреждений сферы культуры и искусства «Преподаватель года-2010». Представят на суд свои методические работы педагоги из сферы культуры и искусства. Будет организована «Педагогическая общественная филармония» – это такой областной творческий проект. Устроим конкурс среди воспитателей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – «Лучший по профессии». Надеюсь, порадуют конкурсы «Лучший педагог дополнительного образования учреждения по работе с молодежью Московской области» и «Лучший педагог-организатор учреждения по работе с молодежью Московской области» в рамках проведения VII Московского областного конкурса специалистов сферы молодежной политики. Не обойдемся без марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения России!». Проведем областной этап Всероссийского конкурса «Педагог-психолог-2010» и смотр-конкурс «Олимпийская надежда-2009» среди спортивных школ. Продолжим отбор достойных для выдвижения на премию «За нравственный подвиг учителя». Выпустим альманах, обобщающий опыт педагогов-новаторов и отметим лучшее сочинение о самой классной классной. Учащиеся 9-11-х классов подумают, почему учителями славится Россия, и школьники разных возрастов на выставке «Дмитровская палитра» покажут, как на самом деле выглядят учитель и ученик. Подведем итоги областной олимпиады выпускников медицинских колледжей и училищ Московской области по специальности «сестринское дело» и поразмышляем на научно-практической конференции преподавателей медицинских колледжей и училищ о вкладе средних медицинских образовательных учреждений Московской области в формирование здорового образа жизни населения. Думаю, понравится жителям Подмосковья конкурс образовательных учреждений «Городу и миру». Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий планирует встречи с руководителями общеобразовательных учреждений, активно внедряющими инновационные программы в сфере духовно-нравственного воспитания и просвещения. Празднование 90-летия органов управления образованием Московской области – тоже немаловажное событие. Готовим научно-практическую конференцию «Роль преподавателя в подготовке специалистов в современных условиях». А Рождественские чтения в 2010 году пройдут по теме «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…».
Комментарии