search
main
0

Весь класс в кармане

Когда гаджет становится помощником

Сферу образования сегодня трудно представить без информационно-комму­никационных технологий. Динамично развивается такое новое направление, как мобильное обучение, при котором создаются условия для организации учебной активности с использованием портативных устройств: телефонов, смартфонов, планшетов, ноутбуков. Наша школа тоже не осталась в стороне. В 2016 году она получила статус «Школа цифровых технологий» и ежегодно подтверждает его. Это является показателем высокого уровня информатизации общеобразовательной организации, эффективности внедрения средств ИКТ в учебный процесс и в процесс управления школой, показателем серьезной методической работы.

Использование планшетных ПК, различных мобильных приложений и доступ к широкополосному Интернету способствуют более легкому переходу к мобильному обучению, в арсенале которого широкий набор функций современных мобиль­ных устройств, в частности голосовая связь, обмен сообщениями, обмен графикой, интернет-браузеры и др. Например, использование системы BYOD позволяет учащимся получать доступ к учебным материалам в любом месте с помощью любого мобильного устройства и выполнять те же задачи, что и в проводной сети. Учителями в урочной и вне­урочной деятельности активно используются такие виды работ, как онлайн-тестирование, считывание QR-кодов в музеях и библиотеках, интерактивные задания Learning Apps, геокешинг (задания по поиску объектов, их фотографированию и размещение полученных изображений на карте во время экскурсии или прогулки), ориентирование по компасу в смартфоне и т. д.
Но хотелось бы остановиться более подробно на использовании мобильного класса как возможности совершенствования форм подачи учебного материала учителями нашей школы. Учитель выступает здесь не только в роли источника знаний, но и в роли координатора, наставника. На уроках с применением мобильного класса вокруг каждого ученика образуется многокомпонентное информационное поле, сочетающее в себе текстовые компоненты, графические изображения, звуковые и визуальные сообщения. Это повышает интерес к предмету и качество образовательного процесса, стимулирует самостоятельность обучающихся.
Мобильный компьютерный класс (МКК) – это полнофункциональный компьютерный класс «на колесах», который в считанные минуты может быть перемещен в любое место учебного заведения и подготовлен к работе. Такой класс позволяет каждому обучающемуся работать самостоятельно, при этом уровень обученности слабых школьников поднимается, а сильные ученики не оказываются забытыми. Главной особенностью компьютеризированного урока является то, что на нем определены потоки информации, а диалог учителя с учеником происходит в виртуальной среде. У учителя есть возможность контролировать работу конкретного ученика и выводить результаты работы с каждого ученического компьютера на общий экран с целью проверки, обсуждения результатов и анализа деятельности. Работу с МКК педагоги используют на разных этапах урока, разрабатывая различные типы заданий. Например, работа с текстами в текстовом редакторе, работа с аудио- и видеофайлами, с презентациями в программе Power Point, Movie Maker, электронным учебником, компьютерное тестирование, работа с электронными энциклопедиями, групповая проектно-исследовательская работа и т. д.
Учителя в своей педагогической деятельности используют следующие схемы проведения урока с использованием компьютера МКК: посменная работа за компьютером 2‑3 групп учащихся при условии, что учащихся в 2‑3 раза больше, чем компьютеров. Парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре, если число учащихся не более чем в два раза превышает количество компьютеров. Или каждый учащийся работает за индивидуальным компьютером. Также педагоги используют МКК на обобщающих уроках, при выполнении проектных заданий (например, составление буклета), при контроле или проверке домашнего задания.
При подготовке урока учителя обязательно учитывают следующие факторы: методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т п.); численность учебной группы (класса) и компьютеров МКК; уровень подготовки класса, группы учащихся; готовность учащихся к новому виду учебной деятельности. При подготовке урока отдельно продумываются учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп – сильных, средних и слабых, то есть процесс обучения дифференцирован.
Исходя из опыта работы можно четко определить преимущества и затруднения при использовании мобильного компьютерного класса на уроках. К основным достоинствам этой технологии можно отнести сокращение времени при выработке технических навыков учащихся, увеличение количества тренировочных заданий, информационное сопровождение любого предмета, достижение оптимального темпа работы ученика и уровневую дифференциацию обучения. Учащийся становится субъектом обучения, потому что программа требует от него активного управления. Также учебную деятельность разнообразит компьютерное моделирование реальных процессов. Большой плюс использования МКК и в том, что нет необходимости в специальном помещении.
С другой стороны, работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками. Поэтому необходимо учитывать и недостатки. Например, помимо ошибок в изучении целевого предмета появляются еще технологические ошибки – ошибки работы с программой (обучающиеся могут нажать не на ту клавишу, не переключить вовремя регистр клавиатуры и т. п.). Диалог с программой обычно лишен эмоциональности, не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся, материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме, контроль знаний ограничен несколькими формами – тестами или программированными опросами.
Однако отказываться от компьютера в образовательном процессе нельзя, как нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. Слишком частое проведение уроков с использованием компьютеров может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка геометрический объект или теорема могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми чертежами. Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы.
Результаты нашей деятельности доказывают, что, несмотря на отдельные технические проблемы, применение мобильного компьютерного класса в процессе преподавания повышает интерес учеников к учебному предмету, развивает у них потребность в самостоятельном поиске и творческом применении различных источников информации. Так, в 2018‑2019 учебном году ученики нашей школы пополнили копилку достижений шестью победами в XLIII Всероссийском конкурсе «Интеграция» – «Обретенное поколение» (номинация «Физика», очный тур), который проходил в Москве. Участники городской проектной смены «Спорные вопросы современной науки» получили признание и награждены дипломами 1‑й степени в секциях физики, математики.
С 2018 года наша школа стала Школьным центром космических услуг, основой которого является региональная информационная система «Геоинформационная система Ростовской области». Применение геоинформационных и космических технологий в образовании дает возможность доступа к электронным картам, базам данных и другой интересной информации в любом месте при наличии компьютера, планшета, телефона, сети Интернет или другой доступной информационной среды.
Ученики школы являются участниками региональной научно-практической конференции школьников «Информационные технологии – за нами будущее!», областного конкурса «Космонавтика», городского конкурса «Защита творческих проектов». Ученики начальной школы также принимают участие и становятся победителями и призерами в различных онлайн-олимпиадах.
В процессе правильно организованной работы с портативными устройствами происходит формирование ключевых компетенций: навыки работы с ноутбуком, интернет-ресурсами (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее), учебно-познавательные компетенции (приобретение учащимися знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). Практика внедрения элементов мобильного обучения показала, что оно эффективно также и для самообразования.

Мобильное обучение функционирует в реальном времени, предоставляя актуальные информационные материалы. Оно, с одной стороны, индивидуально, с другой – основано на сотрудничестве, создании учебных сообществ. Таким образом, при использовании мобильного обучения достигаются высокая степень социализации обучающихся, развитие коммуникативных компетенций и умение работать в команде.
​Евгения ЧЕРНЯВСКАЯ, учитель географии школы №67 имени 6‑й гвардейской Сивашской танковой бригады, Ростов-на-Дону, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте