Мне, человеку с инвалидностью, особенно был интересен тот раздел в предвыборной программе Владимира Путина, который посвящен проблемам развития безбарьерной среды. В «Программе 2012-2018» четко обозначен приоритет: инвалидам – безбарьерный доступ к объектам всей общественной инфраструктуры, в том числе непосредственный доступ к государственным услугам дистанционно, в электронной форме, с использованием сети «Интернет».
Вот уже несколько лет, а это и годы моего обучения в Московском городском психолого-педагогическом университете на факультете информационных технологий, я работаю над проблемами включения незрячего человека в полноценную жизнь общества. Для меня принципиально важно то, что в предвыборной программе Владимира Путина архитектура безбарьерной среды напрямую связана с возможностями и требованиями современных информационных технологий. Информация к сведениюФакультет информационных технологий МГППУ, созданный в 2001 году, добился значительных успехов в научной и образовательной деятельности. Его выпускники получают востребованные на рынке труда специальности программиста и режиссера мультимедийных программ.Студенты факультета постоянно занимают призовые места на научно-технических конкурсах, конференциях и других мероприятиях, среди которых Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи, Всероссийский конкурс студенческих выпускных квалификационных работ, Всероссийская олимпиада по программированию в среде LabVIEW, Международная студенческая олимпиада «IT-Планета 2010», Международная конференция-школа-семинар «Новые информационные технологии». Овладение этими технологиями становится важнейшим фактором развития современной личности, без него немыслимо ни обучение в вузе, ни получение впоследствии адекватной образованию работы. Информационные потоки, которые должен обрабатывать сегодняшний студент, требуют применения соответствующих приемов и методов. Без помощи электронных помощников уже не обойтись. Цифровая техника стала неотъемлемой частью не только учебы и работы, но и повседневной жизни, быта. Компьютер расширил возможности незрячего пользователя по восприятию информации, позволив ему полноценно участвовать в процессе обмена информационными потоками. Если раньше, для того чтобы написать курсовую работу, заявление или какой-либо другой документ, незрячий человек вынужден был прибегать к помощи зрячего секретаря, то теперь он может это сделать совершенно самостоятельно. Стали доступны огромные по объему информационные ресурсы Интернета, что крайне необходимо студентам и специалистам любого профиля. Электронная почта позволяет общаться с друзьями и коллегами по всему миру независимо от того, знают они систему Брайля или нет. Такой способ виртуального общения во Всемирной паутине сводит на нет «дискриминационные» различия между людьми с сенсорной депривацией и теми, кто свободен от любых информационных ограничений. Инвалиды по зрению становятся намного самостоятельнее, повышается их личностный статус, исчезает мучительное чувство зависимости. Что и говорить: Интернет – мощнейший интегрирующий и реабилитирующий фактор. Вот почему я считаю очень важным тот момент предвыборной «Программы-2012», в котором говорится: инвалидам в любом населенном пункте будет «обеспечен безбарьерный доступ к объектам всей общественной инфраструктуры, в том числе возможность получать государственные услуги дистанционно, в электронной форме, с использованием сети «Интернет». А значит, и я на это очень надеюсь, любой человек с инвалидностью (особенно незрячий) даже в далекой глубинке будет иметь компьютер и свой «выход в мир».Вообще сегодня компьютер, пожалуй, основное средство доступа к информации для студентов с нарушением зрения. Поэтому именно компьютерные технологии при обучении студентов с ОВЗ активно применяют на нашем факультете. С помощью программ экранного доступа незрячий пользователь может воспринимать любую текстовую информацию с экрана монитора. Технология распознавания оптических символов (OCR) позволяет «читать» почти любую плоскопечатную книгу. К сожалению, пока еще нет возможности «читать» таким способом тексты, содержащие математические символы и формулы. Эту проблему у нас на факультете преодолевают путем ручного ввода математических текстов в формате TEX. Информация в этом формате представляется линейно, что делает возможным ее озвучивание с помощью программы невизуального доступа к информации или печати рельефно-точечным шрифтом Брайля. Незрячим студентам у нас преподают основы языка TEX, а для облегчения восприятия на слух сотрудники факультета разработали словари подстановок, которые заменяют команды TEX на общепринятые при чтении математических текстов слова. Кроме того, идет аудиозапись лекций на компакт-диски, а созданная специальная программа для прослушивания таких записей (благодаря древовидной системе навигации по аудиофайлам) позволяет быстро находить нужный фрагмент лекции. Все это устраняет главный недостаток аудиопредставления информации – отсутствие возможности быстро перейти к нужному фрагменту записи.Конечно же, компьютерные методы доступа к информации не заменяют традиционный Брайль. Пока ничего более удобного и универсального, чем рельефно-точечная система письма, для незрячих людей не изобретено. Далеко не любую информацию можно воспринять на слух: скажем, доказательства теорем намного легче усваиваются при чтении. Кроме того, выполнить математические преобразования по Брайлю на бумаге также гораздо удобнее. Вот почему, чтобы повысить эффективность изучения математических дисциплин, на нашем факультете организовано малотиражное издание учебного материала рельефно-точечным шрифтом Брайля, а еще разработано специальное программное обеспечение для преобразования файлов в формате TEX в файлы, готовые к печати на брайлевском принтере. Это далеко не все, что мы сегодня делаем. Так как для незрячего человека компьютер практически безальтернативен, факультет информационных технологий МГППУ активно внедряет в процесс обучения студентов с нарушением зрения самые современные тифло-информационные средства. Следя за новейшими разработками, мы, разумеется, в меру финансовых возможностей предоставляем нашим студентам новейшую технику и программное обеспечение. Могу со всей уверенностью сказать, что факультет делает все возможное для того, чтобы обеспечить студентов с особыми образовательными потребностями наиболее дружественной средой обучения. Не буду скрывать: в отличие от многих инвалидов мне повезло. Мое, так сказать, включение в современные технологические процессы произошло еще во время учебы на факультете информационных технологий с 2003 по 2007 год. Окончив МГППУ, я смог получить диплом международного уровня, остался на факультете и начал трудовую карьеру с вполне престижной профессии преподавателя и научного исследователя. Тема моей диссертационной работы – дальнейшее продвижение наработок факультета информационных технологий МГППУ в области инклюзивного образования. Что может быть актуальнее этого? Ведь для того чтобы сделать материал доступным для незрячего, его необходимо представить в одном из двух видов: рельефно-точечным шрифтом Брайля на бумажном носителе или в аудиальной (речевой) форме на электронном носителе. Существуют современные компьютерные технологии, с помощью которых можно сканировать и озвучивать плоскопечатную информацию с помощью специализированного программного обеспечения, но эти технологии не позволяют озвучить математические формулы, схемы, графики и любую другую нетекстовую информацию. Таким образом, они совершенно не подходят для студентов, изучающих математические дисциплины. Разработанная мною и моими коллегами (В.Соколов и другие) технология изготовления учебно-методических комплексов для студентов со зрительными патологиями сделает доступными именно математические тексты и формулы любой степени сложности. Пусть все кандидаты в президенты Российской Федерации не забывают о том, что проведение успешной политики доступного высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья требует непрерывной, постоянной, изо дня в день поддержки со стороны государства. За последние 10 лет в сфере инклюзии и социальной реабилитации людей с инвалидностью сделано очень много, но останавливаться нельзя. Я очень надеюсь на то, что предвыборная программа кандидата в президенты РФ Владимира Путина в случае его избрания будет реализована на все 100 процентов.Алексей БАЗАРОВ, сотрудник факультета информационных технологий МГППУ
Комментарии