search
main
0

«Верую» в зрителя. На фестивале «Литература и кино» Катрин Денев досталось кольцо, а Чехову – «Гранатовый браслет»

Фильм «Палата №6» не попал на «Оскар», но наверстал упущенное на фестивале экранизаций «Литература и кино», который уже в шестнадцатый раз прошел в Гатчине под Санкт-Петербургом. Тут детищу Антона Павловича Чехова и Карена Шахназарова достался и главный приз «Гранатовый браслет» – такое решение вынесли судьи под предводительством режиссера Дмитрия Месхиева. И приз литературного жюри. А доктор Рагин в исполнении Владимира Ильина был назван лучшей мужской ролью. Серьезную конкуренцию «Палате» могли составить «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского, но в итоге жюри отметило лишь работу Алисы Фрейндлих, присудив ей приз за роль матери поэта Бродского. Однако искреннее всех радовалась своей награде съемочная группа фильма Лидии Бобровой «Верую!», потому что пусть негласно, но все же самой значимой оценкой гатчинского фестиваля считается приз зрительских симпатий.

Предсказать, кому в тех или иных обстоятельствах отдаст предпочтение профессиональное жюри, сложно, но все-таки реально. Угадать, кого отметит простой зритель, практически невозможно. Особенно здесь, в Гатчине, где публика всегда эмоциональна, активна и с одинаковым энтузиазмом принимает практически все. Уже в десять утра, когда в большом зале кинотеатра «Победа» начинается неигровая программа, самые преданные зрители «на посту». Благо вход на утренние сеансы бесплатный. Документальные кинорассказы о писателях – в этом году по числу упоминаний лидировал юбиляр Чехов, за ним шли Пушкин, Гоголь, Олеша, Толстой, Набоков, Твардовский – пользуются большим спросом у старшеклассников, к счастью, фестиваль совпал с весенними каникулами. После показов авторы с удовольствием общаются со зрителями в фойе, ведь особенно у пожилых интеллигентных дам всегда есть своя точка зрения на то, действительно ли актриса Ольга Книппер-Чехова любила своего мужа или вышла за него замуж только из-за громкой фамилии, или, скажем, почему обожаемый народом Твардовский, герой фильма Юрия Кузавкова «Три жизни поэта», был в столь натянутых отношениях с властью. И когда по завершении фестиваля жюри пеняло режиссерам-документалистам на то, что картины их в этом году имеют мало общего с кино, а все как одна подчинены телевизионному формату, где художественная форма принесена в жертву обилию информации, ему могли возразить только зрители, в том числе ребята-школьники, которые за пару часов в зале успевали узнать больше, чем за целый год на уроках. Хотя это ни в коей мере не умаляет достоинств фильма Елены Ласкари «Портрет «под мухой», названного лучшим в неигровой программе «Литературы и кино-2010». Конечно, это идеальный вариант, когда небанальная форма сливается с оригинальным содержанием, а портрет героя – питерского поэта Олега Григорьева, «гениального забулдыги», трансформируется в трагический черно-белый портрет целого поколения, не сумевшего реализоваться, похоронившего себя еще при жизни под неподъемной плитой системы.

Участковый стал в двери стучать,

За ним в глазок следил, даже в оба,

С таким же успехом он мог стучать

В крышку моего гроба.

…После обеда начинается Большой игровой конкурс. Сюда уже нужны билеты, но цены чисто символические: на дневные сеансы – 10 рублей. Зал битком. С одинаковым теплом приветствуются и старый друг фестиваля, земляк-ленинградец Игорь Масленников, представляющий заключительную часть «трилогии по Островскому», фильм «Банкрот», и актер Догдурбек Кыдыралиев, привезший картину казахского мастера Ардака Амиркулова «Прощай, Гюльсары!». Перед началом «Татарской княжны» – полнометражной фантазии Ирины Квирикадзе на тему любви Анны Ахматовой и художника Модильяни – те, кому не хватило мест, устраиваются поудобнее на ступеньках. А потом аплодируют стоя: то ли великолепной актрисе Ханне Шигуле, несущей свои года, как императорскую корону, то ли памяти великой поэтессы, то ли светлому отражению своих собственных чувств и мыслей на историю, только что прошедшую перед их взором. И не сказать, чтобы картина вышла такая уж удачная – эдакий мексиканский сериал в декорациях арт-деко – да вот, видно, все совпало: время, место, настроение публики. Отсюда и крики «браво!», и вполне оправданные надежды режиссера на приз зрительских симпатий, который наверняка случился бы, не перейди Ахматовой дорогу Шукшин, по чьим рассказам Лидия Боброва сняла свое народное кино «Верую!».

Некие молодые люди так хотели посмотреть фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», что пришли в кино с грудным младенцем, чем немало обеспокоили мэтра, призвавшего тех, «кто курирует ребенка, дать ему соску или хлебушка с маком пожевать». Надо отдать должное карапузу – за два с лишним часа он ни разу не нарушил тишину, а если под конец ее и разрывали горькие всхлипы, то вовсе не детские, а вполне зрелые. Вряд ли рыдали по Бродскому. Скорее, каждый оплакивал что-то свое, очень личное – близких, которых уже не вернуть, навсегда ушедшую молодость, погибшие мечты и рассыпавшиеся в прах иллюзии. Фильм-настроение, хотя сам Хржановский и не любит этого определения, считая его чересчур «дамским», фильм-мозаика, где анимация мирно сосуществует и с игровыми кадрами, и с кадрами «под документ», собрал уже немало призов на разных солидных фестивалях. А счет зрительским слезам режиссер уже и не ведет. Привык.

Неспешное, такое уютное и домашнее течение фестиваля нарушилось лишь однажды, когда по едва расчищенным ото льда и снега ступеням кинотеатра «Победа» в фойе, где до сих пор красуется во всю стену многоцветный портрет Ильича, прошествовала сама Катрин Денев. Все-таки на дворе Год Франции в России и России во Франции, а значит, ни одно серьезное мероприятие не может обойтись без, пусть хотя бы и легчайшего, галльского акцента. Мадемуазель Денев (актриса запрещает называть себя мадам) открыла ретроспективу французского кино и встретилась со зрителями. К всеобщим восторгам и комплиментам отнеслась сдержанно, чем несколько смутила гатчинцев, привыкших не скрывать свои чувства и видеть в ответ столько же тепла. Получила в подарок роскошное кольцо с бриллиантом от губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова и символический зонтик в память о тех самых «Шербургских зонтиках», что когда-то прославили ее на весь мир. И еще раз удивленно оглядев окрестную по парижским меркам экзотику, отбыла домой. Оставив местных жителей в твердой уверенности, что наши отечественные кинематографисты, пусть и не говорят по-французски, все же сердцу милей.

Гатчина – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте