search
main
0

Вертикали взлета

То, что нам дает ощущение высоты

Сегодня школа решает серьезную задачу формирования функциональной грамотности учащихся без снижения качества фундаментального образования. У ребят должны быть сформированы прикладные умения, необходимые для продолжения обучения по востребованным городом образовательным трекам, ориентированным на интенсивно развивающиеся сегменты экономики мегаполиса.

 

Обучение в предпрофессиональных 10‑11‑х классах ориентирует на освоение актуальных профессий с учетом изменения запроса работодателей и новых требований к компетенциям специалистов. Но желаемый эффект можно получить при одном условии. Должен быть обеспечен осознанный выбор направления предпрофессионального образования каждым школьником. Должно состояться самоопределение. Качественный выбор не может быть сделан в условиях спешки. Он требует времени. Это время – период обучения в основной школе.

Образовательные вертикали московского образования, формируя знания и прикладные умения обучающихся 7‑9‑х классов в различных предметных областях для решения теоретических и практико-ориентированных задач, призваны готовить к дальнейшему обучению в предпрофессиональных классах и успешной самореализации в выбранной сфере.

Самоопределение, выбор, достижение, самореализация – ключевые слова. Как сделать, чтобы они для каждого ученика стали реальностью?

«Мы сами принимаем решения и определяем ход нашей жизни, а это как раз то, что является характеристикой современного мира, по крайней мере, в последние десятилетия: все вокруг изменяется, становится все более неопределенным и неоднозначным, жизнь ускоряется, исчезают внешние опоры, и поэтому опора на самого себя становится наиболее выигрышной стратегией», – пишет доктор психологических наук Дмитрий Леонтьев. И тогда на первый план выступает личностный потенциал человека, его способность использовать свои способности как для самоопределения, так и для достижения поставленной цели, реализации своих жизненных планов.
Понятно, что личностный потенциал проявляется по мере взросления ребенка. Он же становится и показателем взросления.

Школа – полноправный участник взросления ребенка. Именно она помогает ему шаг за шагом становиться взрослым – уметь использовать свой личностный потенциал для успешного решения жизненных задач.

Идея развития потенциала и обеспечения прироста самостоятельности и ответственности ученика по мере взросления стала ведущей в программе развития нашей школы.

Обучение в основной школе выстроено так, что через практику и самостоятельную работу школьники могут попробовать себя в разных предметных областях, определить свои интересы, чтобы осознанно выбрать направление дальнейшего обучения. Программы основного общего образования формируются различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей обучающихся. Углубленное изучение отдельных предметов, заявленное в новых ФГОС на уровне основной школы, для наших учащихся реальность уже на протяжении ряда лет. В перечне возможных для углубленного изучения предметов математика, физика, химия, биология, информатика, обществознание, экономика, английский язык.

В рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования действуют разновозрастные группы, объединенные в лаборатории, клубы, мастерские. Часть учебных занятий проводится в музеях, театрах, парках. Создается и развивается современное образовательное пространство совместной работы взрослых и детей, способствующее росту самостоятельности и осознанию персональной ответственности обучающихся за образовательные результаты.

На уровне средней школы ориентация на максимальную гибкость и разнообразие вариантов обучения (выбор предметов для изучения на углубленном уровне, элективов, моделей распределения учебной нагрузки) усиливается. Учебный план дает возможность каждому ученику обучаться в потоках и группах переменного состава в соответствии с индивидуальной траекторией, персонально работать с руководителями проектов и исследований. Учебный процесс приближен к тому, с чем учащиеся встретятся при обучении в вузах.

Как один из действенных вариантов раннего погружения в профессию используются подготовка к чемпионату по компетенциям WorldSkills Russia и ежегодное участие в нем. И вот в таких серьезных взрослых мероприятиях наступает момент истины, когда в ситуации неопределенности и риска приходит успех. Команда школы из трех человек, участник финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia (Уфа, 25‑29 августа 2021 года), принесла Москве серебряные медали в компетенции «Инженерия космических систем». Три команды школы (9 человек) взяли два «золота» и «серебро» в компетенции «Инженерия космических систем» на X Открытом чемпионате профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia (29 ноября – 19 декабря 2021 года). У школьников возникает реальное осознание связи между своими действиями и полученным результатом, ощущение собственной компетентности, умелости, эффективности и свободы выбора того, что они делают. Ученик на практике убеждается, что он обладает способностью использовать свои способности. Личностный потенциал – это то, что позволяет стать хозяином самого себя как собственного ресурса.

Человек, умеющий использовать свой личностный потенциал, по словам академика Александра Асмолова, чувствует «себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…».

Известно, что успех порождает успех, обеспечивает развитие проактивной жизненной позиции. Поэтому для нас так важны достижения наших обучающихся. Они мерило личностного потенциала как ученика, так и каждого педагога. В 2021 году 119 учащихся предпрофессиональных классов стали победителями и призерами заключительного этапа Московской олимпиады школьников и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 5 человек – ее заключительного этапа.
Шестеро – победители и призеры открытых городских научно-практических конференций «Инженеры будущего», «Наука для жизни», «Старт в медицину», 38 человек – победители и призеры конкурсов, чемпионатов, соревнований федерального и международного уровней.

Участником научно-технологической проектной программы «Большие вызовы»-2021 (образовательный центр «Сириус», Сочи) стал 1 школьник. Выпускник инженерного класса получил грант Правительства Москвы в сфере образования за достижение высоких образовательных и творческих результатов.

Развитый личностный потенциал позволяет выпускникам осуществлять свои жизненные планы, поступая в вуз мечты. Школа ежегодно занимает ведущие места в рейтинге 300 лучших школ России по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны.

Способность самоопределиться, совершить выбор, через деятельность прийти к успеху не врожденная, ее можно и нужно развивать. Только надо помнить, что достижение максимального потенциала не состоится по принуждению. У Антуана де Сент-Экзюпери есть такие слова: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». Хочется продолжить образ. Надо показать высоту неба. И тогда они пойдут на взлет.

Ирина БОБРОВА, директор школы №1575

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте