Самое страшное, что может быть в жизни, – это одиночество в толпе. Людей много, а приклонить голову не к кому, некому рассказать о своих проблемах и горестях. Видимо, такие же чувства испытывают современные дети, которые делают Интернет своим самым главным другом и собеседником. Выходя в Сеть, они находят там тех, кто может понять, дать совет, выслушать. Однако те ли люди становятся для наших детей собеседниками, те ли советы дают, в те ли сообщества приглашают, ведь не случайно многие из тех ребят, что ушли из жизни, до того попадали в сообщества самоубийц. Почему так происходит и можно ли это предотвратить, мы спросили у людей, у которых есть ответ на этот вопрос.
Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор:Интернет-зависимость возникает тогда, когда ребенок заменяет реальный мир вымышленным. Почему? Первая причина этого заключается в том одиночестве, которое возникает у него при живых родителях, которые бoльшую часть времени проводят в служебных делах, домой возвращаются поздно, в лучшем случае говорят ребенку вечером «Иди спать!» и утром «До свидания!». Дети очень ранимы, эмоциональны, им нужны забота, любовь, а родители, будь они коммерсантами либо просто рабочими на трех работах, не могут уделить ребенку должного внимания. Ребенок же должен знать, что папа с мамой его любят, должен обсуждать с ними какие-то свои сокровенные дела, а от него все чаще отмахиваются. В советское время государство четко держалось на тех позициях, чтобы вовлекать детей в интересные дела, были бесплатные кружки, секции, то есть дети были заняты. Что бы мы ни говорили о нашем социалистическом-коммунистическом прошлом, но тогда дети были под надзором государства. Их вовлекали в какую-то общественную жизнь, приучали к социализации. Сегодня тоже есть какие-то курсы, какие-то занятия, какой-то спорт, но все это почти всегда на платной основе, для класса ниже среднего, для рабочего класса эти услуги часто недоступны. И с этим сопряжен еще один момент. Дети, и особенно подростки, по-своему воспринимают внешний негатив – социальную и экономическую необустроенность, витающие настроения «ехать из этой страны», которые порой слышат и в разговорах родителей. Все это накладывается на отсутствие заботы и поддержки, наблюдения за тем, как родители сводят подчас концы с концами. И детское самолюбие оказывается неизбежно ущемленным. Ребенку хочется ходить заниматься в спортивную секцию, а родители не могут ее оплачивать. Ему хочется пойти в театр, в цирк – родители не могут потянуть дорогие билеты. Это очень больно ранит детскую душу. Вот поэтому наши дети и стремятся уйти в виртуальный мир, в сети Интернета.Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования №109, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук:Очень тяжел контекст той жизни, которой все мы живем. Столкнулись ценности либеральные, демократические, революционные, и помочь разобраться в этом молодым людям никто не может. Возникает много психологических проблем. В целом же все это составляет такой пучок проблем, которые приводят к очень сильной невротизации. Все меняется, еще двадцать лет назад такие слова, как «амбициозный», «карьерный», звучали неодобрительно, сегодня они звучат уже как положительные характеристики человека. Нынче установка на выращивание лидера, но, во-первых, не все могут быть лидерами, во-вторых, эта установка приводит к тому, что дети начинают чувствовать себя неполноценными людьми. Что такое медсестра-лидер? Это непроходной вариант, этого не будет никогда.Михаил ХАСЬМИНСКИЙ, руководитель Православного центра кризисной психологии:Все сегодня по-разному убегают от себя. Многие убегают в Интернет, и это самое привлекательное бегство. Можно выстроить некоторый свой образ, при этом не делая ничего, чтобы изменить себя в настоящем. С самим собой некоторым находиться крайне неуютно, у меня были такие посетители, которым было страшно находиться в лесу, потому что приходили разные мысли, в том числе о смысле жизни, и они бежали из леса, а ведь в этом случае человек находился сам с собой. Когда такой человек приходит домой, он включает телевизор, чтобы тот создавал информационный шум. Причина этого очень проста: человек не может спокойно находиться с собственной душой. Сто лет назад даже самые маленькие дети видели пример взрослых, шли в поле и работали, никто из них не пытался уйти в некую иллюзию. Мы сейчас выращиваем незрелую личность, сейчас все инфантильные, не могут ни создать семью, ни держать ответ за свои действия. Держать ответственность нужно перед кем-то и за что-то, должен быть определенный алгоритм поведения, чтобы не попадать в какие-то трагичные для себя ситуации. Так было тысячу лет, сейчас этот опыт забыт, проигнорированный алгоритм приводит к тому, что человек в такие ситуации попадает, но не умеет из них выходить. Выходя в сеть «Интернет», человек пытается найти таких же, как он, чтобы иметь подтверждение того, что он не один такой. В обществе нормальных людей он чувствует себя совершенно некомфортно, а Интернет дает ему все условия для комфортного пребывания. Что интересно, в Интернете гораздо проще создавать низменные вещи, известно, что на поле сорняки растут без труда, а культурные растения с трудом. Свобода в Интернете дает возможность расти всем этим сорнякам, которые не лучшим образом влияют на развитие и самоощущение личности. Что касается суицидентов, то здесь надо особо отметить их лень. В большинстве случаев это лентяи, которые ничего не хотят делать, не хотят что-то предпринимать. Думаю, их надо на время помещать на какое-то время, скажем, в монастыри и лечить трудом. Приучим работать – мыслей о суициде не будет. Однако такая возможность пока не используется.Алексей ЛЕОНОВ, директор Центра «Безопасный Интернет в России»:За последние десять лет сложилась довольно интересная тенденция: наверное, впервые в мире появилось что-то, чем дети владеют лучше, чем взрослые, они пользуются сетью «Интернет» (при этом мы не говорим о качестве пользования Интернетом). Это означает, что, пока взрослые, отправляя письма по электронной почте, думали, что они находятся на гребне волны и пользуются Интернетом, у каждого уважающего себя подростка уже была своя страница в Сети, несколько аккаунтов в социальных сетях и более тысячи друзей в интернет-пространстве. Учитывая это, мы подходим к тому, что взрослые зачастую просто не понимают, что делает с ребенком Интернет.Неофициальные опросы, проводимые нашей организацией в рамках тех или иных мероприятий, показывают, что родители в принципе не понимают, что такое Интернет и какие опасности могут там подстерегать ребенка. Все мы слышали, как какая-то мама говорит: «Сын часами зависает в дурацком Интернете, не понимаю, что с ним происходит!» Взрослые воспринимают Интернет как некую игру, некую забаву, увлечение, досуг. Такая же история была раньше с телевизором, с книгами (в фильме «Приключения Шурика» студент идет с девушкой и видит только книгу). Совершенно неверно интерпретировать Интернет как некое обособленное явление, как отдельный феномен, пытаться придумать для него свои законы и учитывать их, рассматривая Интернет как особый мир. На самом деле это такое же продолжение жизни, такая часть жизни подростков. Просто сегодня сверхцифровые технологии позволяют подросткам расширять свое общение и общаться непосредственно, преодолевая то расстояние, которое есть между ними. Когда-то давно мы даже шутили с коллегами, что раньше ребята просили у понравившейся девочки номер домашнего телефона, потом мобильного телефона, затем «аську», теперь спрашивают уже страницу в социальной сети. Интернет теперь часть жизни детей. Ровно как в реальной жизни родители должны интересоваться тем, что происходит у детей, каждый родитель должен понимать, что делает их ребенок в Интернете. Речь не идет о каком-то тотальном контроле, чтении сообщений, о требованиях представить пароли для всех аккаунтов, речь идет о доверительных отношениях родителей и детей. В рамках разговоров и бесед родители должны понять, с кем общается их ребенок в интернет-пространстве, ведь мы не можем быть уверенными, что среди этих людей есть только настоящие друзья, что там нет сторонних, непонятных личностей. У нас был довольно интересный случай (мы проводили форум «Международный день безопасного Интернета»: первый день – экспертная часть, второй день – детский), когда одна женщина, кандидат педагогических наук, сказала, что детей ни в коем случае нельзя контролировать, потому что это порождает их недоверие к родителям. Мы предоставили слово подросткам и спросили, действительно ли такой контроль не нужен. Ребята шестнадцати лет сказали на это так: «Конечно, если родители будут взламывать нашу почту и читать все сообщения, письма, то это не понравится, но если у нас хорошие отношения с родителями, мы сами подойдем и покажем, какие письма нам прислали». В данном случае подростки сами продемонстрировали желание находиться в безопасной среде, развивать Интернет как абсолютно безопасную среду. Это аналогия с обычной средой, ведь в обычной жизни каждый гражданин хочет быть уверенным, что он выйдет на улицу и спокойно дойдет от точки А к точке В, что его никто не убьет и не ограбит, что есть правоохранительные органы, которые его защитят, и что он будет в безопасности. Такая же ситуация и в Интернете: каждый пользовать, каждый ребенок хочет быть уверенным, что ему ничто не помешает нормально общаться, устанавливать нормальные позитивные коммуникации друг с другом. Другое дело, когда мы начинаем говорить уже о таких негативных субкультурах, которые деструктивно влияют на личность ребенка. Людям в принципе, а подросткам в особенности, свойственно собираться в некие общества, это было и до Интернета, это есть и сейчас. Всегда были клубы по интересам, всегда ребят объединяли какие-то музыкальные коллективы, сейчас эти рамки расширились, и возникают различные субкультуры (подонки с их языком, хакеры, геймеры). Но существуют и деструктивные сообщества, например клубы самоубийц. Они российским законодательством приравниваются к сектам, на нашу «горячую линию» приходили подобные сообщения, и мы добивались того, чтобы такие сообщества закрывали, притом что у провайдера и администрации сетей нет желания давать какой-то негатив, им неприятно, что их имя ассоциируют с этими сообществами. Недавно коллеги из сети «Фейсбук» прислали нам пособие, в котором подробно описано, что может и чего не должен делать подросток в сети «Интернет», что нужно делать педагогам и родителям для контроля над детьми. Конечно, в первую очередь там сказано о том, что нужно доверять своим детям и строить с ними конструктивный доверительный диалог, ни в коем случае не показывая свою власть и желание вторгнуться в это интимное пространство ребенка.Помимо этого на фоне разговоров типа «запрещать и не пущать» в «Фейсбуке» также говорится, что в Сеть допускают детей с 15 лет. Администрация настоятельно рекомендует детям честно указывать свой возраст, так как в этом случае для них реализуется специальная политика безопасности. То есть в целом все это говорит о том, что и дети, и интернет-индустрия выступают за создание безопасного Интернета. Единственно, что есть в стране, – это непонимание родителей ввиду интенсивного внедрения интернет-технологий и активного потребления их детьми, всепоглощающего интереса детей к новым технологиям, что приводит к недопониманию отцов и детей. Но именно родители должны понимать, что происходит с их детьми. Если они находятся в доверительных отношениях с ними, если они понимают, что происходит с детьми, то сократится детская преступность, и в частности суицид.
Комментарии