В российский прокат вышел фильм Николая Лебедева «Нюрнберг». Само название немецкого города каждому, пожалуй, говорит о многом. В 1945-1949 годах в Нюрнберге проходил знаменитый международный трибунал над военными преступниками нацистской Германии. Фильм о суде, но далеко не только о нем.
Картина Николая Лебедева шла к зрителю небыстро. Процесс создания фильма пережил пандемию, съемки проходили как в России, так и за рубежом (Чехия, Прага), в картине принимали участие и иностранные актеры. В итоге фильм вышел на экраны. Судить о нем зрителю.
В том, послевоенном, Нюрнберге жили, выживали, работали, налаживали жизнь и… пытались вершить свой суд, немецкий (в пику международному трибуналу). Четыре союзные державы имели совершенно разный опыт войны, а сам трибунал был далеко не так прост, наоборот, сложен, многоуровнев, тяжел. Военные преступления, политические интриги, масса обвинений – было все. И все же суд состоялся, не сорвался, прошел. Многие (но не все) военные преступники были наказаны, казнены. Вот канва картины Николая Лебедева, снятой по книге Александра Звягинцева «На веки вечные». Тем не менее для меня фильм в большей степени о людях, их поступках и мотивах, суд – исторический фон, событие, безусловно, масштабное, но люди важнее.
Показывать только судебный процесс языком кинематографа – занятие не такое уж и простое, временами скучное для зрителя. Кроме этого, Николай Лебедев все же снимал картину для массового зрителя, в том числе и подросткового возраста (многие и сейчас мало что знают о Нюрнберге). Конечно, художественное кино не документальное, не передача по ТВ, основанная на фактах. Ввести же в данном случае в повествование любовно-приключенческую линию куда как лучше и смотрибельнее. Она и присутствует в фильме главной линией. Любовь фронтовика-разведчика Игоря Волгина (Сергей Кемпо), разыскивающего брата, и девушки Лены (Любовь Аксенова) пройдет немало испытаний, подчас тяжелейших, от которых будет зависеть судьба героев. Что делать? Вчерашние фронтовики, люди, не по своей воле угнанные на принудительные работы в Германию, гражданское население Германии (а оно было очень разным), большое число международных журналистов (315 человек), свидетельства военных преступлений, записанные на пленку… немецкое подполье, где главный злодей – Молот (австрийский актер Вольфганг Черни). «Не было в истории, мировой юстиции судебного процесса, который привлек бы к себе такое внимание народов мира, как Нюрнбергский процесс над нацистскими главарями, главными военными преступниками Второй мировой войны», – писал Борис Полевой («В конце концов»). Все было в Нюрнберге, и все было ой каким непростым.
Разрушенный особенно сильно 2 января 1945 года бомбардировками военно-воздушных сил Великобритании и США Нюрнберг передан в фильме чрезвычайно точно. За это благодарность не только художникам картины (Юлия Чарандаева, Гульнара Шахмилова, Мария Юреско), компьютерной графике, но и нашему Калининграду. Да-да, в этом городе также проводились съемки (в частности, Калининградский музей изобразительных искусств, здание бывшей Кенигсбергской биржи). Хорошо воспроизведен и зал международного суда (он был выстроен в павильонах «Мосфильма»).
Такая работа, мастерство создателей фильма позволяют зрителю представить происходившее (впрочем, никто не отрицает возможности читать книги и знакомиться с опубликованными материалами, художественный фильм служит другим целям). Отличные актерские работы у Евгения Миронова (роль полковника) и Сергея Безрукова (главный обвинитель от СССР Роман Руденко), не отстает от них и сам Сергей Кемпо. По роли он военный переводчик, прошедший и переживший многое, что-то он не сразу принимает, в чем-то сомневается, ибо он человек – со всеми страстями, ошибками и самым возвышенным. «Громадные пласты истории последних десятилетий, разбой и захват стран гитлеровской кликой и наконец нашествие фашистской орды на советскую землю, а дальше – сотни и тысячи личных ощущений фронта, где я сам был участником и свидетелем событий», – слова Бориса Полевого снова приходят на ум, когда смотришь на героя Сергея Кемпо. Его же любимая девушка Лена, встреченная там же, в Нюрнберге, разделила судьбу многих и многих остарбайтеров. «Никогда не забыть дрожащий, захлебывающийся голос девушки, рассказывавшей нам о том, как во время облавы эсэсовцы схватили ее на улице, как вместе с другими такими же, как она, харьковчанками, бросили в товарный вагон и как десять дней везли в этом закрытом вагоне, где девушки в буквальном смысле этого слова задыхались в жаре и зловонии… Потом национальный невольничий рынок в одном из городов Восточной Пруссии, девушки, выстроенные рядами, и гроссбауеры, которые ходят вдоль этих рядов, щупают мускулы, запускают в рот пальцы, чтобы убедиться, нет ли цинги, не шатаются ли зубы» (Борис Полевой «В конце концов»).
Мы видим не только разрушенный войной город, судебные горячие заседания, споры, самые разные передряги союзников, немцев, не желающих смириться с судьбой, не только своей, но и страны. Зритель видит людей, обожженных войной и ее трагедией, беспросветным и безнадежным пребыванием на чужой земле в положении рабов. Наблюдаем и других – тех, чья жизнь прошла через горнило 30-х годов прошлого века… Дружба, честь, предательство, готовность оставаться людьми в самых непростых ситуациях и быть выше интриг – все это люди, не только участники Нюрнбергского процесса, но и вершители судеб чужих и своих. Суд состоялся, и мы должны помнить о нем.
Комментарии